Найти в Дзене
Frantsouzov

Город Ош — Кладбище советских самолётов

Южная столица Киргизии. Что можно делать в городе, название которого переводится как "плов"? Отправиться в столовую? Обязательно. Но, признаться, интересовало нас совершенно другое место...

1. В прошлой части я рассказывал, что мы пару дней катались по величественной Алайской долине, но лето стремительно заканчивалось, так что надо было спускаться вниз с предгорий Памира. В посёлке Сары-Таш — последнем оплоте цивилизации в тех краях, где сходятся воедино дороги, ведущие в Таджикистан, Китай, на Памир и в южную столицу Киргизии — несколько дней назад закончилась солярка. Все ждали бензовоза, который почему-то никак не приезжал. А стрелка на приборной панели тактично намекала, что ещё вот-вот — и загорится лампочка. И хотя дорога после перевала практически всё время идёт под горку, "высушить" дизельный мотор, находясь вместе с семьёй на трассе "посередине нигде", в мои планы определённо не входило.
1. В прошлой части я рассказывал, что мы пару дней катались по величественной Алайской долине, но лето стремительно заканчивалось, так что надо было спускаться вниз с предгорий Памира. В посёлке Сары-Таш — последнем оплоте цивилизации в тех краях, где сходятся воедино дороги, ведущие в Таджикистан, Китай, на Памир и в южную столицу Киргизии — несколько дней назад закончилась солярка. Все ждали бензовоза, который почему-то никак не приезжал. А стрелка на приборной панели тактично намекала, что ещё вот-вот — и загорится лампочка. И хотя дорога после перевала практически всё время идёт под горку, "высушить" дизельный мотор, находясь вместе с семьёй на трассе "посередине нигде", в мои планы определённо не входило.
2. Так что пришлось искать спасения у местных жителей. Продавец магазина на перекрёстке вынес нам воронку и две баклажки с дизтопливом. По его словам — наливал их на заправке. Цена — 50 рублей за литр, хочешь — бери, не хочешь — езжай дальше. По запаху вроде бы самая обыкновенная солярка, так что пришлось рискнуть. Судя по пятнам на асфальте, заправляются у него регулярно.
2. Так что пришлось искать спасения у местных жителей. Продавец магазина на перекрёстке вынес нам воронку и две баклажки с дизтопливом. По его словам — наливал их на заправке. Цена — 50 рублей за литр, хочешь — бери, не хочешь — езжай дальше. По запаху вроде бы самая обыкновенная солярка, так что пришлось рискнуть. Судя по пятнам на асфальте, заправляются у него регулярно.
3. До Оша каких-то 180 километров горных дорог. Теперь уж точно доедем! На выезде из посёлка остановились набрать воды в баки нашего домика на колёсах. Пока я возился с канистрами, рядом припарковались ребята на праворульном кемпере с британскими номерами. Она из Англии, он из Франции, оба в пути уже 11 месяцев. Две недели ехали по России от Санкт-Петербурга до Красноярска, наша страна им очень понравилась! На Памир не собираются, так как знают, что там плохая дорога, а у них заднеприводный бус и скромный клиренс.
3. До Оша каких-то 180 километров горных дорог. Теперь уж точно доедем! На выезде из посёлка остановились набрать воды в баки нашего домика на колёсах. Пока я возился с канистрами, рядом припарковались ребята на праворульном кемпере с британскими номерами. Она из Англии, он из Франции, оба в пути уже 11 месяцев. Две недели ехали по России от Санкт-Петербурга до Красноярска, наша страна им очень понравилась! На Памир не собираются, так как знают, что там плохая дорога, а у них заднеприводный бус и скромный клиренс.

Мы, в свою очередь, "похвастались" им, что в пути уже целых две с половиной недели (достижение, ага...), зато впереди у нас ещё минимум ДВА МЕСЯЦА дорог и странствий. И вот пока вместе болтали, мимо нас к заправке проехал долгожданный бензовоз... ¯\_(ツ)_/¯

4. Но топливо нам уже не нужно, а раз так, то решаем стартовать в Ош. Вид с перевала Талдык высотой 3615 метров. Хотели бы прокатиться на такой дороге на чём-нибудь мощном, да с хорошими тормозами? Мы бы тоже хотели, но сейчас приходится спускаться на второй-третьей передаче со скоростью около 40 километров в час, натужно рыча дизелем, потому что перегреть тормоза трёхтонного микроавтобуса на таком спуске — раз плюнуть.
4. Но топливо нам уже не нужно, а раз так, то решаем стартовать в Ош. Вид с перевала Талдык высотой 3615 метров. Хотели бы прокатиться на такой дороге на чём-нибудь мощном, да с хорошими тормозами? Мы бы тоже хотели, но сейчас приходится спускаться на второй-третьей передаче со скоростью около 40 километров в час, натужно рыча дизелем, потому что перегреть тормоза трёхтонного микроавтобуса на таком спуске — раз плюнуть.
5. Несмотря на конец августа, лето в горах уже закончилось и началась осень, пастухи погнали скот вниз. Когда стадо идёт навстречу, то можно просто остановиться и подождать, пока толпа животных обойдёт машину вокруг. А вот когда движение попутное, то "протиснуться" вперёд бывает очень непросто. Хотя на экспедиционном мотоцикле это всяко легче, чем на вседорожном кемпере или грузовике.
5. Несмотря на конец августа, лето в горах уже закончилось и началась осень, пастухи погнали скот вниз. Когда стадо идёт навстречу, то можно просто остановиться и подождать, пока толпа животных обойдёт машину вокруг. А вот когда движение попутное, то "протиснуться" вперёд бывает очень непросто. Хотя на экспедиционном мотоцикле это всяко легче, чем на вседорожном кемпере или грузовике.
6. Ош. После десяти дней в горах и полного отсутствия машин в Алайской долине привыкаем к тому, что водят здесь "красиво и дерзко". Приходится постоянно быть наготове, так как не знаешь, чего ожидать от соседей в потоке. При должной наглости тебе уступают, а ДТП в Киргизии мы практически не встречали. В общем, люди ездят "по дорогам, а не по правилам".
6. Ош. После десяти дней в горах и полного отсутствия машин в Алайской долине привыкаем к тому, что водят здесь "красиво и дерзко". Приходится постоянно быть наготове, так как не знаешь, чего ожидать от соседей в потоке. При должной наглости тебе уступают, а ДТП в Киргизии мы практически не встречали. В общем, люди ездят "по дорогам, а не по правилам".
7. Маленькое лирическое отступление. Три года назад мы уже были здесь на Дефендере. И вот угораздило же тогда свернуть не туда, немного заблудиться и попасть на центральный рынок!
7. Маленькое лирическое отступление. Три года назад мы уже были здесь на Дефендере. И вот угораздило же тогда свернуть не туда, немного заблудиться и попасть на центральный рынок!
8. Дэф с жилым модулем сзади чувствовал себя "слоном в посудной лавке". Это я ещё успел сфотографировать, а дальше дорога станет в два раза уже, по ней будут ходить толпы народа, а стенки жилого модуля начнут скрести об вывески и коробки с товаром. И при этом ты чуть ли не давишь бампером людей, снующих по рынку, а назад уже пути нет... Дальше было как-то не до фотоаппарата.
8. Дэф с жилым модулем сзади чувствовал себя "слоном в посудной лавке". Это я ещё успел сфотографировать, а дальше дорога станет в два раза уже, по ней будут ходить толпы народа, а стенки жилого модуля начнут скрести об вывески и коробки с товаром. И при этом ты чуть ли не давишь бампером людей, снующих по рынку, а назад уже пути нет... Дальше было как-то не до фотоаппарата.

Собственно, в той ситуации не было бы ничего особенного, если бы вечером мы не встали на ночёвку где-то километрах в десяти от города, и к нам не подошли бы местные мужики. Спросили, наш ли транспорт ездил сегодня днём по рынку. Ответили, что наш.

Оказалось, что за несколько дней до киргизской "революции тюльпанов" в 2010 году в городе появилась "странная техника с неместными номерами", так что про наш кемперочек уже вовсю ходят непонятные слухи. Вот такая вот история.

9. Но вернёмся к поездке. Итак, что можно делать в городе, название которого переводится как "плов"? Конечно же, отправиться в кафе. Но не такое пафосное, как на этой фотографии.
9. Но вернёмся к поездке. Итак, что можно делать в городе, название которого переводится как "плов"? Конечно же, отправиться в кафе. Но не такое пафосное, как на этой фотографии.
10. Лучше всего подойдёт какая-нибудь городская столовая для местных, где скатерти липкие, в тягучем жарком воздухе медленно летают мухи, официанты никуда не спешат, а сидишь ты на старом топчане. Ждёшь своего заказа, а потом тебе приносят огромную тарелку ташкентского плова с компотом. И как только подносишь ко рту первую вилку, уже по запаху понимаешь — да, это ОН! Сытный и лёгкий одновременно, просто пальчики оближешь. Плов, который можно отведать только в Азии.
10. Лучше всего подойдёт какая-нибудь городская столовая для местных, где скатерти липкие, в тягучем жарком воздухе медленно летают мухи, официанты никуда не спешат, а сидишь ты на старом топчане. Ждёшь своего заказа, а потом тебе приносят огромную тарелку ташкентского плова с компотом. И как только подносишь ко рту первую вилку, уже по запаху понимаешь — да, это ОН! Сытный и лёгкий одновременно, просто пальчики оближешь. Плов, который можно отведать только в Азии.
11. Вкусно пообедав и отдав какую-то смешную сумму, мы отправились в место, куда я уже очень давно хотел попасть. Находится оно фактически на территории аэропорта. Я уже представлял, как сфотографирую наш кемперочек на фоне белоснежных красавцев, но мечты разбились о будку охраны, возникшую непонятно откуда. Молодой парень сказал, что сюда нельзя, и "прям вообще никак", мол, не мы первые.
11. Вкусно пообедав и отдав какую-то смешную сумму, мы отправились в место, куда я уже очень давно хотел попасть. Находится оно фактически на территории аэропорта. Я уже представлял, как сфотографирую наш кемперочек на фоне белоснежных красавцев, но мечты разбились о будку охраны, возникшую непонятно откуда. Молодой парень сказал, что сюда нельзя, и "прям вообще никак", мол, не мы первые.
12. Попросил позвать старшего. Рассказал, что проехали такой долгий путь от дома, и очень расстроимся, если уедем, ничего не увидев.
12. Попросил позвать старшего. Рассказал, что проехали такой долгий путь от дома, и очень расстроимся, если уедем, ничего не увидев.

Тот внимательно меня выслушал, покивал головой, а потом говорит: оставляй машину возле шлагбаума, пойдём, прогуляемся пешком. Без уговоров, без денег, просто так. "Стучите, и вам откроется".

13. На огромной бетонной площадке позади аэропорта стоят 15 самолётов Ил-76.
13. На огромной бетонной площадке позади аэропорта стоят 15 самолётов Ил-76.
14. Сложно выразить словами ощущения, когда стоишь рядом с этим огромным белоснежным красавцем.
14. Сложно выразить словами ощущения, когда стоишь рядом с этим огромным белоснежным красавцем.
15. Официально самолёты числятся на "хранении и техобслуживании"...
15. Официально самолёты числятся на "хранении и техобслуживании"...
16. Но летать им, судя по состоянию, уже не суждено.
16. Но летать им, судя по состоянию, уже не суждено.
17. Когда смотришь на двигатели, то возникает ощущение, что перед тобой — детище какой-то высокоразвитой цивилизации.
17. Когда смотришь на двигатели, то возникает ощущение, что перед тобой — детище какой-то высокоразвитой цивилизации.
18. Самолёты не эксплуатируются с 2011 года.
18. Самолёты не эксплуатируются с 2011 года.

19. Технику потихоньку разбирают.

20. В подтверждение слов про то, что лайнеры "на обслуживании", мужик показал подкатную тележку под одним из двигателей. Видимо, "обслуживание" состоит исключительно в снятии запасных частей.
20. В подтверждение слов про то, что лайнеры "на обслуживании", мужик показал подкатную тележку под одним из двигателей. Видимо, "обслуживание" состоит исключительно в снятии запасных частей.
21. А потом он отошёл в сторону, так как должен был вот-вот появиться "ещё более старший, который будет на вас ругаться", предоставив нам возможность погулять самим среди этой красивой техники.
21. А потом он отошёл в сторону, так как должен был вот-вот появиться "ещё более старший, который будет на вас ругаться", предоставив нам возможность погулять самим среди этой красивой техники.
22. "Подрезанные крылья".
22. "Подрезанные крылья".
23. А потом "старший" всё-таки нарисовался на горизонте, и нам втроём пришлось спешно уходить, благо что до шлагбаума была пара сотен метров. По пути умудрился наступить на колючку, которая прошла сквозь подошву и проткнула гору, так что уход был не очень спешным, и мужику всё равно досталось. Ещё возникла шальная мысль запустить дрона и сфотографировать кладбище самолётов с высоты, но вон тот шарик радиолокатора вдалеке как бы намекал, что мы находимся на территории действующего аэропорта, персонал которого может не оценить мои стремления к прекрасному. Так что если захотите посмотреть на них с высоты, то Гугл.Мапс вам в помощь!
23. А потом "старший" всё-таки нарисовался на горизонте, и нам втроём пришлось спешно уходить, благо что до шлагбаума была пара сотен метров. По пути умудрился наступить на колючку, которая прошла сквозь подошву и проткнула гору, так что уход был не очень спешным, и мужику всё равно досталось. Ещё возникла шальная мысль запустить дрона и сфотографировать кладбище самолётов с высоты, но вон тот шарик радиолокатора вдалеке как бы намекал, что мы находимся на территории действующего аэропорта, персонал которого может не оценить мои стремления к прекрасному. Так что если захотите посмотреть на них с высоты, то Гугл.Мапс вам в помощь!
24. "Крылатую" советскую мозаику на одном из домов сфотографировал случайно, но, думаю, эта картинка идеально подойдёт для завершения рассказа.
24. "Крылатую" советскую мозаику на одном из домов сфотографировал случайно, но, думаю, эта картинка идеально подойдёт для завершения рассказа.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые части рассказа!