Найти в Дзене
Заметки о живописи

Николай Рерих. Начало Руси

Н. Рерих. "Заморские гости". (1901)
Н. Рерих. "Заморские гости". (1901)

Николай Константинович Рерих был не только художником, но и археологом, этнографом, историком культуры, путешественником и педагогом.

Его культурное наследие исчисляется огромным количеством книг – и более чем 7000 полотен.

Однако большинство знает художника по картине "Заморские гости", относящейся к его раннему творчеству.

Именно ее я и вынесла в начало статьи...

Своё становление как живописца Николай Константинович начал с обращения к историческому прошлому славян...

К началу начал нашей цивилизации.

Первой картиной в серии "Начало Руси. Славяне" стало полотно "Гонец. Восстал род на род".

Мы видим на нем объятую сумерками пустынную реку, по которой двигается единственная лодка-долбленка.

Куда она плывет – и зачем?

Н. Рерих. "Гонец. Восстал род на род". (1897)
Н. Рерих. "Гонец. Восстал род на род". (1897)

Впереди и чуть слева от лодки на берегу встает-поднимается крепость.

Построенная на пригорке, она создаёт ощущение твердыни.

Её величина и неправильные очертания, а также черепа, во множестве украшающие высокий тын, наводят на зрителя ужас.

Однако большая часть крепости скрыта надвигающейся тьмой, и мы можем лишь догадываться, кто скрывается за её стенами.

Перед нами – древнейшее славянское поселение.

Первое городище.

В нем живет одно из славянских племен, великое множество которых расселилось некогда по европейской части нашей страны.

В лодке – два человека. Один правит веслом, другой в раздумьях сидит на корме...

Это гонцы.

Недобрую весть везут они жителям городища.

"Восстал род на род"...

Грядет междоусобица.

Николаю Рериху удалось в этой картине практически невозможное: он не просто показал нам облик древних славян, их дома и повседневную жизнь, но наполнил эти образы непреходящей поэтичностью...

Это удалось ему во многом благодаря скрупулёзному изучению археологических данных, относящихся к древнейшему прошлому Руси.

Рерих писал:

 "Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху…надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь"

Благодаря такому взгляду на древнейшую историю нашего народа Рерих смог сделать её для нас удивительно гармоничной, цельной.

Стоит заметить, что подобный подход к прошлому был новым для живописи конца XIX - начала XX веков.

Следующее полотно, изображающее древних славян – "Сходятся старцы".

Н. Рерих. "Сходятся старцы". (1898)
Н. Рерих. "Сходятся старцы". (1898)

Это картина, как и предыдущая, показывает нам Русь такой, какой она была до призвания варягов и начала правления первого князя Рюрика...

Перед нами – Русь IX-X веков.

Русь языческая.

Русь патриархальная...

На картине мы видим могучий дуб.

Под ним сидят старейшины слявян.

Они собрались здесь,чтобы принять решение, которое будет касаться всего племени...

Только так, на общем собрании самых старых, самых мудрых людей и решались племенные дела.

Рерих писал об этом сборище так:

"Недалеко от деревни Озёртицы, близ которой были вскрыты курганы разной древности от X до XIV в., мне было указано место и остатки корней огромного дуба. Как говорят, прежде этот дуб пользовался уважением всего края; по исконному обычаю окружные деревни собирались к нему по праздникам".

Вторая картина серии напрямую перекликается с первой.

Весть, которую принёс гонец – весть о готовящейся междоусобице – вынудила старцев держать совет.

Что же решили они?

Для этого взгляните на следующую картину серии – "Заморские гости", о которой я уже говорила выше.

Мы видим, как по синему морю плывут величавые корабли с резными драконами на носах.

Н. Рерих. "Заморсаие гости". Фрагмент.
Н. Рерих. "Заморсаие гости". Фрагмент.

Это драккары, корабли викингов или – по иному – варягов...

Они плывут на Русь, ибо решение старцев было следующим: пригласить на княжество людей извне.

В "Повести Временных Лет" – древнейшем памятнике русской литературы – говорится:

"...и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам... Сказали: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами"

Николай Рерих изобразил тот самый миг, когда корабли "заморских гостей" достигли русских берегов.

Прекрасные, чудные корабли!..

Благодаря археологическим Рерих смог детально выписать их внешний вид: крепкие мачты с разноцветными парусами, покатые борта и гордого дракона, смотрящего на нас с носа.

Художник говорил:

"Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом-драконом. Полосы красные, зелёные, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи... Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов..."

Вскоре после прибытия в новые земли варяги принялись строить города...

На картине "Город строят" перед нами – пахнущие свежеоструганными досками городские стены...

Н. Рерих. "Город строят". (1902)
Н. Рерих. "Город строят". (1902)

На них трудятся десятки плотников в белых рубахах: подносят, укладывают, подгоняют...

И растет понемногу первый княжеский город.

За работой простых людей наблюдают княжьи люди в остроконечных шлемах и красных плащах.

Все должно быть выполнено на совесть, честь по чести...

Составной частью картины "Город строят" является полотно "Строят ладьи".

Одетые в белое плотники словно перешли из одной картины в другую.

Закончили одно дело и тут же принялись за следующее...

На этот раз перед нами – не город, но прекрасные и гордые ладьи, так необходимые русским людям для торговли.

Это уже не лодка-долбленка, это настоящий, хорошо оснащенный корабль...

Именно на таких славяне впервые отправятся по знаменитому пути "из варяг в греки"...

Н. Рерих. "Строят ладьи". (1903)
Н. Рерих. "Строят ладьи". (1903)

Путь этот начинался в Варяжском (ныне – Балтийском) море, проходил по реке Неве, через Ладожское озеро, по Волхову, протекавшему в Новогородских землях, и через озеро Ильмень на реку Ловать... После этого суда через волок переправляли до Днепра, впадающего в Чёрное море.

Оттуда был уже прямой путь на Византию "в греки"

Н. Рерих. "Волокут волоком". (1915)
Н. Рерих. "Волокут волоком". (1915)

Именно этот момент показан художником на картине: одетые в белые рубахи русичи волокут суда из Ловати к Днепру.

Так велика была жажда новых открытий, что никакие трудности не могли остановить их...

Много ещё изумительных по красоте и духовной силе картин написал Николай Рерих о прошлом Руси.

Их невозможно рассмотреть в рамках одной статьи.

Однако все они столь же правдивы, детально прописаны и поэтичны, как и уже рассмотренные нами...

Не зря говорил Рерих:

"...художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей..."

Только изучать – долго и тщательно...

Ниже Вы можете самостоятельно рассмотреть ещё несколько работ художника, посвящённых Древней Руси:

Н. Рерих. "Утро княжей охоты". (1901)
Н. Рерих. "Утро княжей охоты". (1901)
Н. Рерих. "Ладьи". (1901)
Н. Рерих. "Ладьи". (1901)
Н. Рерих. "Александр Невский поражает ярла Биргера". (1904)
Н. Рерих. "Александр Невский поражает ярла Биргера". (1904)

Н. Рерих. "Дозор". (1905)
Н. Рерих. "Дозор". (1905)
Н. Рерих. "Колдуны". (1905)
Н. Рерих. "Колдуны". (1905)

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем