Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Ответы на самые распространенные вопросы об ушу - от занимающихся "внутренними" стилями.

Оглавление

Продолжаю отвечать на вопросы от читателей через разные социальные сети. И вопросы в целом одного и того же плана. Хотя рассказывалось уже много много раз, есть статьи тут, на нашем канале. Но раз спрашивают - отвечаем! Предельно кратко и тезисно, чтобы лучше запоминалось. А кому интересно подробнее - всё есть тут!

Сегодня подборка вопросов от занимающихся так называемыми «внутренними стилями», уж больно характерная оказалась!

Однако сперва коротко о вопросе, который никто из них не удосужился задать!

Правомерно ли разделение на "внутренние" и "внешние" стили?

Уже не раз говорилось:

Нет внутренних или внешних стилей, есть внутренние и внешние методы, которые есть одно целое.

Само это разделение возникло благодаря Сунь Лутану, открывшему в столице "Зал внутренних боевых искусств", а потом долго в разных статьях ( об ошибочности такого разделения, читаем в статье Сунь Лутан — «О разделении на внутреннюю и внешнюю семью в кулачном искусстве». ) пытался остановить лавинообразный процесс: испокон в Поднебесной внутреннее всегда считалось превыше внешнего, и предприимчивые китайцы не собирались отказываться от такого прекрасного маркетингового хода!

Вообще, в этой давней истории интересно два момента:

  • первоначально стилей "внутренних" было четыре;
  • один из мастеров вспоминал, что такое название было выбрано из-за тесных связей между их учителями, и преподававшие там были по сути братьями по Улиню, именно это и отражалось в названии, а никак не превосходство их стилей над другими.

Мой учитель говорит, что разделение на внешние и внутренние стили связано с тем, что внешние стили идут из Шаолиня, от внешнего для Китая буддизма, а внутренние - из Удана, от даосизма. Как это прокомментируете?

Идея происхождения стилей из "единого центра" была опровергнута ещё в 30-х годах ХХ века исследованиями знаменитого Центрального Института Гошу. Хотя что тут исследовать? Достаточно посмотреть на карту и поинтересоваться логистикой времен хотя бы империи Цин. Кстати, даже тогда центров предполагалось.. три: Шаолинь, Удан и Эмэй. Но от такой концепции быстро отказались.

Да и не связаны стили ушу с этими религиями: кроме Шаолиня до сих пор не найдено научного подтверждения тесной связи боевых искусств с религиозной практикой. При том, что в Китае много мусульманских стилей, ещё в Китае есть малые народности со своими убеждениями, не относящимися к буддизму или даосизму (было на канале пару примеров таких стилей ушу). А еще было государство Тайпинов, с их эклектикой христианства и местных верований. И у них даже были эзотерические практики, которые сегодня иногда именуют "христианским цигуном", что тоже не верно.

Мой учитель говорит, что занимающимся внутренними стилями желательно не есть мяса, избегать алкоголя и сексуальных связей, иначе не достичь мастерства. Расскажите об этом подробнее?

Есть прекрасная народная поговорка Мира Цзянху:

Не ешь мяса - откуда [возьмется] гунфу (功夫 gōngfu)?
Не занимаешься сексом - откуда цзин (精 jīng)?
Не пьешь водку - откуда шэнь (神 shén)?

Это хороший и понятный образ, хотя эта поговорка больше о золотой середине, о том, что любая крайность - плохо.

Нам, живущим сейчас в изобилии, сложно представить тот скромный рацион питания, которым довольствовалось большинство населения Земли до агротехнической революции. Достаточно много упоминаний сохранилось о том, что даже не особо бедные люди мясо ели не часто.

Кстати монахам Шаолиня было высочайшим императорским указом разрешено есть мясо, хотя в общем-то Будда Шакьямуни и не вводил запрет на потребление мяса. Он учил, что нельзя убивать для еды. А вот от того, что ты не будешь мясо есть - убивать животных не перестанут.

Что касается ушу и секса, то не забываем простую вещь: ушу - детище патриархальной культуры, где у вас обязательно должно быть потомство. При этом помним важный момент из Традиционной Китайской Медицины:

наше тело, любая его часть, подобна дверной петли - если её не смазывать [питать] и не использовать, то она ржавеет [приходит в негодность].

И вы вполне можете избегать сексуальных взаимоотношений, заменяя их специальными тренировками! :)

Что касается ушу и алкоголя. Традиционно считалось, что алкоголь - это квинтэссенция чистого Ян. И её подносили, например, проигравшему в состязаниях по боевым искусствам, дабы восполнить утраченный Ян. Да и вообще алкоголем и пирушками пропитана вся культура Мира Цзянху. Хорошо это или плохо - не важно, такое тогда было время со своей спецификой. И про взаимосвязь алкоголя с шэнь есть прекрасный пример в литературе:

-2

Мой учитель говорит, что занимающимся тайцзицюань нельзя заниматься с гирями и штангой, потому что это закрепощает, а моей девушке это нравилось. Посоветуйте, что делать?

Для начала можно рассказать про вот этого замечательного практика тайцзицюань, который не чурается тяжестей разных!

-3

Но если серьезно, то это не очень правильная трактовка принципа золотой середины, когда для развития внутреннего усилия надо практиковать нэйгун, а для равновесия - вайгун ( т.е. всяческие упражнения, развивающие мускульную силу-ли).

Цзинь (劲 jìn) и ли (力 lì) - это две составляющие единого целого в вашем техническом действии, как Инь и Ян, образующие Тайцзи.

Однако, когда в конце XIX начале ХХ веков ушу попало в среду столичной интеллигенции (которой прикладная практика и не была нужна), там возникла в целом здравая идея о том, что избыточно развитые мышцы могут мешать. Особенно развитию фансун и цзинь. И усилий для этого потребуется значительно больше, поэтому выбрали простое и кажущееся логичным решение - выкинуть силовую физподготовку!

Хотя на мой взгляд на тот момент уже было куда более толковое решение: за счет длительной интенсивной и специфичной силовой наработки подвести ученика к состоянию, когда он благодаря выполненной работе доходит до нужного состояния расслабленности, и, выполняя техническое действие, использует только необходимые и достаточные для исполнения мышцы. Причём используя импульс мысленного усилия, осуществляя тем самым принцип:

И (намерение) ведет ци.

Продолжение следует...

Ждем вопросы в контакте и мордокниге. Постараюсь отвечать!

-4