Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит будущее впечатление от рисунка.
Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.
Композиция в переводе с латинского означает "составлять, сочинять".
Компоновка - составлять целое из частей.
Термин "композиция" употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре.
В изобразительном исскустве композиции бывают:
- Станковые - композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении: портреты, пейзжи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции.
- Декоративные и декоративно-прикладные - роспись по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьба по дереву и тд.
- Театрально - декоративные - эскизы и панно к спектаклям и постановка, эскизы декораций и костюмов.
- Монументально - декоративные - мозаика, панно, витражи, скульптурные рельефы и тд.
- Объёмно - пространственные - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьер, а также архитектурно-скульптурные композиции.
- Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и тд.
При решении композиционные задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объём, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, нужно понимать, что главное, что второстепенное, создавать единство и целостность рисунка, а так же помнить про выразительность и гармонию.
При работе над композицией в учебном рисунке необходимо:
1. Определить задачи и цели (смысловое содержание постановки). 2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.
3. Определить масштаб и характер предмета (предметов) и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).
Правильность компоновки предметов прежде всего зависит от их формы и размеров. Формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.
4. Разместить и уравновесить предметы на листе бумаги.
При компоновки группы предметов важно умение увидеть в постановке предметы не по отдельности, а в целом.
Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке (на отдельном листочке).
5. Определить центр композиции.
Под композиционным центром понимается середина ограниченного зрительного поля группы предметов, составляющих одно целое, то есть серединная часть целого.
Под зрительным центром понимается наиболее выделябщаяся часть предмета, которая останавливает наш взгляд.
Композиционный центр не всегда может совпадать со зрительным.
6. Построить предметы с учётом перспективы, пропорций и передачи характера.
Построение предметов следует начать с определения их мест в пределах границ, отведённых им.
7. Выявить объём предметов посредством светотени.
Для выявления объёма предметов вначале следует определить их светотеневые контраст, а затем - полутора.
Падающие тени всегда темнее собственных.
8. Обобщить и завершить работу над композицией.
Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционного целостностью.
Рекомендую к просмотру мою публикацию о том, Как придумать натюрморт.
Желаю всем творческих успехов!