Найти в Дзене
VarТехник

Факты о танке "Меркава". В чём его уникальность?

Оглавление

Танк «Меркава» не та машина, которая приковывает к себе много внимания. Лавры славы получили «Абрамс», «Леопард 2», Т-72, как основные конкуренты и машины, поднявшиеся за счёт слухов и «громких падений» в результате боевых действий. Что касаемо танка «Меркава», то его боевые испытания были не столь ошеломительными, но это не говорит о его провале или безрезультатности.

Компоновка и создание.

Разработка танка «Меркава», по неподтверждённым данным, была инициирована ещё в 60-х годах прошлого века, но закупка британских и американских машин делала разработку собственного танка бессмысленной. Всё изменилось, когда Великобритания отказалась в поставках новейших танков Chieftain, а предложенные модели устаревших «Паттонов» не устраивали армию Израиля.

Так же, ходит полу миф о влиянии бывших советских инженеров на создание «Меркавы». Некоторые утверждают, что израильская машина впитала в себя некоторые черты альтернативной компоновки советских танков, обладающих передним расположением двигателя и задним расположением боевого отделения. Версия звучит правдоподобно, но официальных подтверждений нет.

-2

Если касаться официальной истории создания, то разработка проекта «Меркава» началась летом 1970 года, а одним из ведущих кураторов стал Исраэль Таль – офицер танковых войск прошедший серию арабо-израильских кампаний. Так что в каком-то смысле танк создавался танкистом для танкистов с учётом особенностей государства и лично разработанной теории использования бронетехники.

Защита танка.

В наши дни, «Меркава» считается едва ли не самым живучим танком современности. На-то есть свои причины, но некоторые особенности танка стали как преимуществами, так и недостатками.

Один из наиболее часто упоминаемых – переднее расположение двигателя позитивно влияет на общую защиту экипажа, особенно против кумулятивных зарядов, но в то же время, тепловое излучение мешает прицельным приспособлениям – в частности тепловизорам. Менее упоминаемые аспекты – смещение центра тяжести вперёд и как следствие серьёзная раскачка корпуса при езде на пересечённой местности. На это влияет не только мотор, но и подвеска. О ней будет упомянуто ниже…

-3

Так же, ранние танки серии «Меркава» не имели композитной брони. Лоб корпуса защищался всего одним слоем стали, топливным баком, трансмиссией и двигателем, а башня – малой лобовой проекции, примерно в 1 квадратный метр, и разнесённой брони, состоящей из броневой стали и воздушного пространства от слоя к слою.

Merkava Mk 2 и Merkava Mk 1B имеют дополнительные экраны с композитным составом. Он достоверно неизвестен, но есть предположение, что экраны представляли собой разнесённую конструкцию без наполнителя. К слову – версии танков Mk 2 и Mk 1B внешне очень похожи.

-4

Технологии прошлого в современности.

Танк Merkava – единственный ОБТ в мире с подвеской типа Кристи. В танках советской конструкции эта подвеска использовалась ещё на Т-34. Однако израильская машина располагает пружинами не внутри, а снаружи, что упрощает ремонт и обслуживание. Подобная подвеска положительно влияет на экономию внутреннего пространства и цену производства, но пружины усугубляют проблему с раскачкой, о чём писалось ранее.

-5

Сравнение.

Израильскую машину очень тяжело сравнивать с другими танками по причине своеобразности конструкции. Практически все современные танки делаются максимально универсальными с уклоном на потенциальное боевое применение, в то время как «Меркава» создана весьма специализированной. Задачей «Меркавы» является уничтожение танков противника и подавление огневых точек. Подобную роль исполняют и машины западной школы, с тем лишь отличием, что они предназначены для действий в Европе и на большой территории, в то время как Merkava – это исключительно танк обороны. Об этом говорит большой вес, сравнительно малое количество машин по отношению к потенциальным противникам и схема защиты, сделанная по принципу «потерять танк, но спасти экипаж», ведь государство Израиль сильно ограниченно в людских ресурсах.

-6

Недостатки, о которых редко говорят.

Танк имеет возможность вести в корме корпуса десант, о чём сами израильтяне говорят неоднократно, но полноценным десантным отделением «Меркава» не обладает. Проблема в том, что кресел для десанта в танке заранее не предусмотрено и перемещение пехоты осуществляется в крайне тяжёлых для солдат условиях.

Защита в лице двигателя тоже не идеальна. К примеру, ранние Merkava Mk 2 имели эквивалент против кинетики около 350 мм, а против кумулятивных зарядов в приделах 600 мм. Но всё это справедливо только для башни. Корпус не имеет серьёзной защиты от подкалиберных снарядов, а особо мощные боеприпасы сделают из двигателя дополнительный источник осколков. Это лишь теория, но весьма убедительная. Единственный фактор, ставящий её под сомнение – две бронеперегородки между топливным баком и МТО, и перегородка между мотором и боевым отделением. Не стоит забывать про то, что попадание в лоб корпуса гарантирует остановку танка с фатальными повреждениями трансмиссии и двигателя.

-8

По неофициальным данным, выживаемость экипажей танков «Меркава» составляет около 70-80%. Портит статистику расположение водителя. Он сидит левее от мотора и попадание в его область гарантированно калечит члена экипажа, если не хуже…

Так же, внутренний объём башни значительно меньше, чем кажется на первый взгляд. Знающий человек обратит внимание на сферические элементы по бокам, которые приоткрывают важный секрет. Приводы горизонтального наведения значительно шире самой башни. Сделано это с целью уменьшения лобовой проекции и как следствие – улучшения защиты. Однако негативный аспект такой особенности – малое внутреннее пространство. Что касаемо Merkava Mk 4, то даже борта башни представляют собой толстую композитную преграду, почти не уступающую лобовой броне, оставляя под съёмными модулями узкую сварную конструкцию.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.