Вопрос, который породил обширную литературу, посвящённую теодицее (оправданию Бога) - почему в мире столько зла, если есть Бог (и Он есть любовь) - на самом деле, неадекватен. Адекватен противоположный: откуда в мире вообще берутся добро и любовь, если допустить, что Бога нет? Из естественного отбора они никак не вытекают...
Но это истинный Бог - Любовь, отвергающий кровавые жертвы. А есть ещё и множество «богов», которые их охотно принимают. И такой порядок людей устраивает, куда больше, чем требование любить ближнего. Они и Ему, заповедавшему сие, то и дело, всю дорогу кровавые жертвы предлагали. Такова уж падшая сущность человеков. От неё - и то самое зло, ответственность за которое они со времён Адама и Каина нести не хотят...
В житиях святых нас может и удивить, и даже озадачить, то, что они до смертного часа скорбят о своих грехах. Может, в этом современнику нашему нечто наигранное почудиться. О чем, в самом деле, плакать и сокрушаться инокам, отрекшимся от всего? Но, каково это - вовсе отречься от себя...
Потому и стремились к мученичеству, что этот жест окончательная победа в борьбе с ветхим человеком...
Каждый из нас, при усилии, все же сможет понять о чем плачут даже, всеми почитаемые старцы. Грех - это любое движение мысли не по любви. Что значит, не в согласии с Богом, но против него.
То есть, любое наше даже микро-раздражение на ближнего есть согласие с дьяволом...
Мы этого либо не понимаем вовсе, либо лишь мгновениями, а старцы постоянно созерцают, что на какую-бы высоту они ни поднялись, в один миг можно скатиться вниз. От одного движения мысли.
И поэтому, нет страшнее поругания имени Христова, чем когда им пытаются оправдать свою лютую ненависть к кому-либо, сколь угодно, грешному ...