В своих художественных произведениях писатели должны обобщать все новое, передовое, что видят в колхозном строительстве, в нашей жизни, помогать великой отчизне, добиваться еще более значительных успехов в ее героической борьбе за построение светлого коммунистического общества.
А. М. Горький говорил о точке и кочке зрения у писателей.
С горы, с возвышенности увидишь такое, что никогда не поймешь, сидя на болотной кочке.
Коммунизм и есть эта воз вышенность. Писатель мысленно забегает вперед, чтобы с позиции будущего сказать о настоящем, о том, что из коммунистического будущего пришло уже в сегодняшний день, стало реально коммунистическая, партийная позиция, которую занимает художник, дает ему возможность раскрыть мир во всем его многообразии.
Великая борьба народа за победу коммунизма - могучий источник творчества.
В «Необыкновенном лете» Федин раскрывает все величие литературы социалистического реализма и в то же время всю анти реалистическую сущность далекого от жизни формалистического искусства.
Цветухин учит Анночку профессиональному умению искусственно вызывать слезы, боль, страдание. Девушка находит другую дорогу в искусстве: знание жизни, глубокое понимание героической эпохи, активное участие в ее бурных событиях, близость к новому
зрителю-народу.
Анночка успешно играет роль Луизы из пьесы Шиллера «Коварство и любовь».
Красноармейская масса горячо аплодирует ей.
При всем различии в творческой судьбе Пастухов близок к Анночке. Долгое время Пастухов был оторван от действительности.
Первое серьезное столкновение с жизнью (его арест, угроза смерти) заставило его очень многое пересмотреть, пере оценить в своей жизни. Он понял, что нельзя сидеть на двух стульях — надо выбирать между старым и новым, и он выбрал — родину, советскую власть, новое искусство.
Люди искусства (Анночка, Пастухов) все больше начинают понимать великую силу творчества, связанного с народной борь бой, а люди, не связанные с искусством (Кирилл), поэзию, кра соту жизни, наполненной бурями и грозами (письмо Кирилла к Анночке).
В том и другом случае Федин говорит об одном источнике подлинной красоты — героической жизни советского человека.
Социализм и коммунизм несут расцвет человеческой личности, ее дарованиям и способностям. Они не гасят огонь соревнования, творчества, а раздувают его, они не подрезают крылья у народа, а укрепляют эти крылья.
В искусстве этот великий принцип коммунизма сказывается с особой силой.
Единая позиция, единая партийная точка зрения в то же время не исключает индивидуального своеобразия художника, а, наоборот, предусматривает такое своеобразие.
У каждого писателя есть свой угол зрения, свои приемы мастерства, своя родная почва, откуда он черпает краски.
Книги наших советских художников прекрасно подтверждают ленинскую мысль: их авторы тесно связаны с народом, взволнованно повествуют о новом облике родной советской зем ли, которую они горячо любят и знают.
Но при этом каждый из них идет своей, еще никем исхоженной дорогой, находит к теме только ему один известный ключ.
Вот важнейшая закономерность искусства социалистического реализма.
Те из писателей, которые сумели передать своеобразие совет ской действительности и людей, которые ее творят, создали яр кие произведения.
Показателен в этом плане успех мемуаров таких бывалых людей, как Вершигоры, Козлова, Федорова. Очень часто эти авторы говорят в своих книгах, что жизнь, борьба в партизан ском отряде, в тылу у немцев оказались совсем не такими, как они представляли их раньше...
«Все было сложнее и проще», — замечает автор книги «Подпольный обком действует» — Федоров.
Писатели-бывалые люди стараются раскрыть жизнь как можно глубже, и эта правда, часто суровая, необычная, и делает книгу живой, убедительной.
В лучших произведениях советского искусства эта реальность проступает ясно, отчетливо.
Сравним два произведения: роман Ажаева «Далеко от Москвы» и повесть Казакевича «Звезда».
Эмануил Казакевич.
Ажаев в «Далеко от Москвы» идет, если можно так сказать, от общего к частному, от страны, Москвы к отдельной стройке, от коллектива — к каждому из участников великого трудового сражения.
Казакевич в «Звезде» — от частного к общему.
Вначале Ажаев представляет нам всю массу — коллектив нерасчлененный, недифференцированный, говорит о грандиозной за даче, которую поставила перед строителями партия, и постепенно, шаг за шагом, знакомит нас с каждым участником стройки. Умаром-Магометом, Зятьковым, Солнцевым, Маховым, Васильченко и многими другими. Великий план конкретизируется, уточняется, раскрывается во множестве ярких, ощутимых, ре альных сцен.