В первой половине этого года в медиа-пространстве обсуждали несколько громких проектов осени со звездами на главных ролях. "К звездам" - один из главных фильмов года для меня - не понравился большей части аудитории, которая из-за трейлеров ждала либо космического блокбастера, либо "Интерстеллара. "Сиротский Бруклин", который уже вышел в Америке, получил смешанные оценки и прессы и простых зрителей.
Однако, фильм, который даже трейлерами претендовал на борьбу за престижные премии - это байопик об американской компании, которая героически била фашистов-итальянцев на самой престижной гонке мира. 14-ого ноября этот проект вышел в российский прокат.
Двадцатый век стал временем больших перемен для всего мира и автомобильной индустрии, в частности. Во время Второй Мировой войны фабрики "Ferrari" поставляли вооружение для фашистов Муссолини, пока на другой стороне океана концерны Генри Форда собирали бомбардировщики, которые с ними боролись.
После победы "Ford" собирала дешевые машины комфорт-класса, которыми могла владеть большая часть Американцев, а Энцо Феррари делал лучшие спортивные автомобили, возносившие компанию на гоночный пьедестал, но не способные спасти от разорения. Тогда итальянец запустил в прессу ложный слух, что хочет продать "Ferrari" американскому бренду. Менеджеры компании Генри Форда Второго вылетели в Италию и почти подписали договор, но в последний момент Энцо задал вопрос: что будет, если он захочет выставить свою команду на гонку в Ле-Мане. Когда американцы сказали, что в таких условиях Ле-Ман ему не светит, Феррари отказался от поглощения, а через несколько дней заключил сделку с "Fiat".
Генри Форд Второй воспринял такой шаг как личное оскорбление и решил собрать лучшую команду, чтобы выиграть Феррари на его же поле - гоночном треке.
Экранизировать ход этой истории поручили режиссеру "Поезда на Юму", "Преступить черту" и "Логана" Джеймсу Мэнголду, который сколотил состав мечты уже на съемочной площадке. На роли Кэрролла Шелби и Кена Майлза взяли оскароносных Кристиана Бейла и Мэтта Дэймона, а камеру поручили одному из любимых операторов Мэнголда - греку Фидону Папамайклу.
Это тот случай, когда из удачных кадровых решений студии сложилась картина, над которой "сошлись звезды", а кольца Сатурна образовали улыбку братьев Люмьер.
Для большего драматизма реальные события немного изменили, оставив Кена Майлза безоговорочным триумфатором, который никогда не проигрывал. Выделять тот факт, что настоящий Кен был среди гонщиков "Ford", проигравших гонку 1965-ого было бы также бессмысленно, как и упомянуть, что в новелле "Побег из Шоушенка" Брукс убил своих жену и ребенка: это снизило бы градус сопереживания герою, не зависимо от того, как перевоспитался заключенный Кинга, или от того, что Генри Форд практически перед заездом решил поменять двигатели во всех заявленных "GT", из-за чего машины второй год подряд не могли доехать до финиша.
Тем не менее, главная причина успеха фильма не в эпизодических изменениях истории, а в потрясающей работе film crew. От вновь похудевшего Кристиана Бэйла, который уже благодарил за свои успехи Сатану, и Мэтта Дэймона, неожиданно ворвавшегося в Оскаровскую гонку, до актеров второго-третьего плана и операторских решений.
Кульминация картины - это 24-ех часовой заезд, и гонки - одна из важнейших вещей, которые должны повлиять на зрителя. На зрителя, который мог ни разу в жизни не слышать про бешеные марафоны на скорости 320 километров в час и не ездить в спортивных автомобилях. Для такой аудитории режиссер добавил сцены диалогов Кена с сыном, которые одновременно очеловечивают героев, передают их переживания, показывают важность семьи для Кена и Кена для семьи, а также объясняют неосведомленному наблюдателю с поп-корном, что за гонка предстоит главному герою и в чем ее сложность.
Следующим шагом зрителя "посадили" в автомобиль с помощью живых съемок, когда вместо того, чтобы снимать Бэйла на фоне хромакея, его "GT" возили по треку на съемочной машине, и разнообразных планов снаружи и внутри "Ford'а" Майлза.
Но для драмы мало технических приемов, которые погрузят зрителя в действие. Нужно заставить его переживать за неизвестных людей. Кэрролл Шелби, для большинства, - это кто-то, создавший "Cobra" и быстрый "Mustang", а Кен Майлз и вовсе unknown quantity. Здесь выделяется работа сценаристов, которые прописали характеры так, что им невозможно не сопереживать, при этом ни слова не сказав о том, что Шелби закончил карьеру не из-за страха, а из-за больного сердца, которое ему заменили в 34, из-за чего где-то плачет Антон Мегердичев.
Следующий секрет успеха - актеры: Бэйл, который играл Бэтмена, и Дэймон, который играл Джейсона Борна, в картине дерутся так, что выглядят "убого"(цитата Кристиана), потому что того требует сценарий, а я - ничего не знавший о героях до просмотра - вытирал слезы в конце ленты.
Аргумент "Ford против Ferrari", который превозносит его над другими отличными фильмами года - его массовость. Для того, чтобы насладиться лентой Джеймса Мэнголда, вам не нужно любить авторский почерк режиссера, получать удовольствие от тягучих драм, быть мужчиной или знать детали смерти Шерон Тейт, что необходимо для последних работ Джеймса Грэя, Тарантино и других постановщиков. Это не корейский фильм о классовом неравенстве и не претенциозная лента, в которой худой главный герой двадцать минут танцует перед зеркалом.
"Ford против Ferrari" - это патриотичная история для американцев и просто прекрасная лента для остального мира, которая сочетает в себе элементы задорного аттракциона, buddy movie и отличной драмы.