Согласно словарю Merriam-Webster, «пропаганда» означает «распространение идей, информации или слухов с целью оказания помощи или нанесения вреда учреждению, делу или человеку».
Исторически наиболее часто используемой была печатная пропаганда, будь то плакат или карикатура, а сегодня — интернет и телевидение. Несмотря на все эти широко используемые формы пропаганды, реже упоминается ещё одна: музыка. Однако, музыка была связана с пропагандой в течение сотен лет.
Слушатели усваивают музыкальный «материал», а не просто звук, так как музыка способна освежить воспоминания о сообщении, связанном с ней. Любой, кто услышит первые несколько тактов государственного гимна, немедленно подумает о своей стране и правительстве, является он патриотом или нет.
Будь то коммерческая реклама, национальные гимны или религиозные песнопения, любая идея эффективно подкрепляется использованием музыки, которая позволяет сделать тему более привлекательной и запоминающейся для широкой аудитории. Для государств и правительств всегда было естественным использование подобных методов убеждения.
Когда правительства и композиторы осознали эту возможность, наступила музыкальная эра, известная как «национальная эра», которая стала характеризоваться включением народных тем в профессиональную музыку. Это было необходимо, чтобы насаждать чувство гордости и любви к своей стране.
Такая «национальная музыка» начала появляться в XIX веке. Странами, связанными с этой тенденцией, стали Россия, многие европейские страны, Латинская Америка и США.
Среди таких композиторов были Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Дворжак и многие другие, но особенно выделяется Рихард Вагнер (1813 - 1883), в основном из-за своих идеалов «немецкого превосходства».
Вагнер и нацизм
Вагнер был уникален в том смысле, что фактически разделял многие убеждения Гитлера, включая антисемитизм. Его взгляды были обобщены Leon Stein в книге «Расовое мышление Рихарда Вагнера»:
- немецкая раса превосходит все другие расы;
- язык в целом и немецкий язык в частности являются атрибутом и индикатором расовой целостности;
- музыка — высшая компетенция немецкого народа, достигающая своего высочайшего уровня среди его представителей и ухудшающаяся, когда она культивируется иными людьми;
- продолжение развития музыки как отдельного искусства после Бетховена означает лишь подражание, бесплодность и отсутствие расового единства;
- христианство в целом и католицизм в частности оказали пагубное влияние на культуру немецкого народа;
- евреи оказали пагубное влияние на немецкую культуру и музыку, как в целом, так и через конкретные произведения таких композиторов, как Мендельсон и Мейербер.
Эти идеи, очевидно, не были явно провозглашены самим Вагнером, но к таким выводам можно прийти после прочтения его сочинений, трудов его современников и дневника его жены. Сторонники этих идей часто были его крупнейшими музыкальными поклонниками.
Его сторонники не заканчивались в Германии, и, например, во Франции видели Вагнера как «великого поэта и создателя новой формы искусства». Даже Жорж Бизе писал: «Вагнер не мой друг, но я высоко ценю его... в этом человеке воплощён немец XIX века...».
У Вагнера были идеи, подобные идеям Гитлера, хотя эти два человека никогда не встречались. Идеи Гитлера будут подкреплены мыслями Вагнера и отражены в его национал-социалистической программе.
Первой оперой, которую увидел Гитлер, была «Лоэнгрин» Вагнера. Это оказало на него такое впечатление, что во время своего пребывания в Вене он выучил наизусть всё либретто.
Концепция спасителя, фюрера, стала наиболее центральной в произведениях Вагнера к тому времени, когда он писал «Лоэнгрин». Вероятно, Гитлер начал считать себя рыцарем, который спасёт Германию от унижения, которое она понесла после Первой мировой войны.
Гитлер стал «спонсором» изящных искусств, поддерживая и защищая определённые типы музыки. При этом музыка, которую он не поддерживал, была полностью запрещена. Некоторые инструменты, а также виды использования для некоторых из разрешённых инструментов были запрещены, и одним из примеров было скрипичное пиццикато.
Некоторые музыкальные жанры, такие как джаз или атональная музыка, символизировали революцию и индивидуальное мышление, и потому тоже были запрещены. Это стало ещё более нелепым, когда были разрешены только определённые произведения разрешённых композиторов.
В конце концов, идеалы Гитлера были уничтожены. Независимо от этого, музыка Вагнера несёт всё то же «послание», что и в момент, когда её впервые услышал Гитлер.
Некоторые музыканты искренне полагали, что если Гитлеру нравилась музыка Вагнера, то это веская причина, по которой каждый не-нацист должен избегать и ненавидеть её. Однако нельзя и отрицать, что забвение музыки Вагнера было бы потерей для музыкального мира. Таким образом, как это ни парадоксально, послание о «немецком превосходстве» всё еще живёт в музыке Вагнера...
Продолжение следует.
Классическая гитара, путеводитель по каналу