Сверхзвуковой Ту-22 (бомбардировщик, ракетоносец, разведчик, постановщик помех) трудно отнести к безусловным удачам конструкторского бюро Туполева.
Уж очень проблемным вышел самолёт, многие лётчики, так и не сумев его освоить, возвращались на привычный Ту-16.
Как тут не вспомнить фразу, высказанную огромным количеством людей, причастных к самолётостроению и самолётовождению, в той или иной буквальной форме: «хороший самолёт должен быть красивым». Ту-22 красотой обводов не особенно блещет, если честно. Прозвище «шило» – это ещё самое мягкое, безобидное.
Да и выпущено их было, по сравнению с полутора тысячами Ту-16 очень мало – всего 306 самолётов (с учётом доработок некоторых Ту-22А в другие варианты – 311). За время эксплуатации Ту-22 в авариях и катастрофах было потеряно почти 22% самолётов, каждый пятый выпущенный. Отсюда ещё одно прозвище, «Людоед». Впрочем, «неприятными» прозвищами в армии называли и называют любую технику. Сняли с эксплуатации, как устаревший, Ту-22 в начале девяностых, практически одновременно с ещё более устаревшим Ту-16 (который начал эксплуатироваться почти на десять лет раньше).
С одной стороны, этому самолёту повезло, не порезали на металл. С другой – близость остановки общественного транспорта и общедоступность сыграли своё злое дело. И светящиеся новогодние снежинки, налепленные на фюзеляж – ещё не самое плохое. Помню, когда его только устанавливали, чуть ли не пушечные стволы были в оборонительных турелях. Не говоря уж о том, что всё остекление было на месте. Ну а сейчас… Варвары.
«Весёлое» было время конца восьмидесятых-начала девяностых. Крах экономики и развал страны, да ещё и многочисленные международные договоры по сокращению вооружений. (Не вообще вооружений, а «наших» вооружений). Я прекрасно помню, как на нашем аэродроме, на кромке поля, прямо недалеко от «колючки», натянутой по периметру, стояла огромная линейка самолётов. Сам ходил, смотрел. А потом постепенно эти самолёты «исчезли» - были утилизированы, пущены на металлолом.
На ноябрь 1994 года на энгельсской авиабазе числилось 92 Ту-22 разных модификаций. 65 были поставлены на консервацию, 27 с выработанным ресурсом подлежали разделке на металл. Но, увы. К вящей радости «партнёров», под нож пошли почти все. Последние восемь Ту-22 были разобраны летом 2000-го года. Утилизировались на энгельсской авиабазе не только Ту-22, но и Ту-95, и 3М, и, наверное, Ту-16.
Сейчас, наверное, трудно поверить, но тогда у меня, у подростка, не то, что фотоаппарата, но и мобильного телефона с фотокамерой не было. (Да и стационарного городского телефона у нас, если честно, тогда тоже не было). Потому самому сфотографировать не имелось никакой возможности. Но выглядело именно так.
До нынешнего времени, из всех выпущенных, «дожили» одиннадцать самолётов Ту-22 различных модификаций, расставленных в виде памятников. Два из них на Украине: ракетоносцы Ту-22КП в Полтаве и Ту-22К в посёлке Озёрное, Житомирской области. Остальные девять самолётов находятся в России. Один в Центральном музее ВВС в Монино, один в Иркутске, на территории бывшего авиационного училища (оба самой первой модификации, Ту-22А, выпущенной в количестве всего 15 штук). Ещё один самолёт, постановщик помех Ту-22ПД4 – стоит в Дягилево, Рязанской области, в Музее Дальней авиации. Ну а остальные шесть самолётов – у нас.
Ракетоносец Ту-22КД (заводской номер 5598021, бортовой «20 красный»). Здоровенная бандура рядом – крылатая ракета Х-22. («Х» - это «х», не «икс», «экс» и так далее :-) ).
В полёте ракета Х-22 висела под фюзеляжем у Ту-22 и была полуутоплена в корпус. После пуска «фигурные» створки бомбоотсека закрывались полностью. Традиционно, у всего авиационного ракетного комплекса («самолёт+ракета») имелось собственное обозначение, К-22. Отсюда и буковка «К» в ракетоносных модификациях Ту-22.
На фюзеляже маленькими буковками красочкой выведено «Бомбардировщик Ту-22КД доставлен в Парк Победы 3.11.99 г. коллективами Саратовского авиазавода и 9 ЦАР». Труп Саратовского авиазавода уже не только остыл, но и закопан (ныне на его территории чего только нет, даже супермаркет «Ашан»), «военный» 9-й ЦАРЗ (в Энгельсе) со своей рембазой и тягачами, последние годы дышит на ладан, может уже и не дышит вовсе.
В Энгельсе Ту-22 никогда не базировались, все самолёты здесь (в том числе и не здесь, а в Саратове, в Парке Победы) – из состава 121-го и 203-го гв.тбап из Белоруссии (переведены к нам с апреля по сентябрь 1994 года, «на хранение»).
Видно, что в хвосте вместо оборонительной пушечной установки с дистанционным управлением расположена станция постановки помех. Трёхцветный флажок был нарисован на самолётах 203-го гв.тбап после перехода полка в состав ВВС России.
Надо ли говорить, что просто так, за здорово живешь, на территорию этого музея не пройти. Пусть он открыт в демократическом 2000-м, но находится на территории действующей авиабазы, на краю действующего военного аэродрома, в прямом соседстве с действующими стратегическими бомбардировщиками. (Вон, справа, за винтами музейного Ту-95 виден вполне боевой Ту-160). Снимок сделан 19 августа 2017 года.
Пройдёмся по этому снимку справа налево. На переднем плане – разведчик Ту-22РДМ, за ним учебная «спрака» Ту-22У, дальше ракетоносец Ту-22КД, самый дальний – постановщик помех Ту-22ПД2.
Давнишняя многозначительная надпись на левом борту под кабиной свидетельствует о том, что этот самолёт из состава «белорусских» полков. Белые «выступы» на фюзеляже – радиопрозрачные обтекатели антенн. (На фото видно, как скучающий «дядя Стёпа-милиционер» не спеша направился сгонять детей, забравшихся на левую плоскость. Дети-то ладно, но фотографирующая их мамашка, которая их на плоскость закинула… Повторюсь – варвары).
Единственная сохранившаяся «спарка». В отличие от, скажем, того же Ту-16 или Ту-95, на Ту-22 был только один пилот. (На Ту-22 экипаж был вообще вдвое меньше, чем на Ту-16, всего три человека). Соответственно, за отсутствием «правого кресла», пришлось делать отдельный учебный самолёт-спарку. Кабину инструктора расположили за кабиной обучаемого, а чтобы инструктору было хоть что-то видно, засандалили её повыше. Получился характерный «горб». Оператора, за ненадобностью на «спарке», убрали, на его место, только повыше, инструктора и усадили.
Вообще, на Ту-22 из-за длинного носа, видимость из кабины для пилота, особенно на взлёте и посадке, была весьма относительной, и только вперёд-вверх. Штурман видел только вниз, через оконца невеликой «бороды». А оператор, развёрнутый «спиной по полёту», мог глянуть только в боковые оконца. Да ещё и сидел экипаж каждый в своём «отсеке», без видимости и контакта друг с другом. Только внутренняя связь.
При желании, можно увеличить снимок и прочитать, что военные понаписали в музейной сопроводительной табличке. Кстати, у меня создалось впечатление, что все эти многочисленные таблички нарезаны из обшивки утилизированных самолётов.
Этот самолёт аналогичен установленному в Парке Победы Саратова и самолёту у проходной в 3-й Лётный городок в Энгельсе, поэтому, на них на всех общий снимок люка бомбового отсека со створками под ракету.
Сейчас, стараниями журналистов, популяризирован и вдолблен в головы обывателей термин «РЭБ», «радиоэлектронная борьба». Так, что можно популярно назвать Ту-22ПД2 «самолётом РЭБ». Помимо акульей пасти, на левом борту ещё и орёл. Самый красочный Ту-22 из имеющихся.
Схожую раскраску «с пастью», но ещё и с акульими «глАзками», нёс и Ту-22ПД4 с бортовым номером «41 красный» из 121-го гв.тбап. Окраска была нанесена на базе в Мачулищах (Белоруссия), незадолго до последней передислокации, после которой, вместо консервации, наступила утилизация.
Кстати, «бортовая живопись» вообще-то была не характерна для ВВС СССР. Даже во время войны, когда «строгость нравов и уставов» падает во имя эффективности. У нас и тогда было очень мало вольностей в «раскраске» боевых самолётов, в отличие от немцев, и, тем более, от англо-американских Союзников.
А ведь это вполне эффективный психологический и пропагандистский приём, производящий должное впечатление. И на свои воюющие части, и на свойтыл, в репортажах фотокорреспондентов, и, заодно, запугивающий врага.
После войны, когда у нас вчерашних мальчишек, которым малевание на фюзеляже «звёздочек за сбитых», всяких молний, стрел, орлов и надписей «Мщу за Петруху», помогало проникнутся верой в себя, сменили позавчерашние мальчишки, а ситуация вновь, как и до войны, перешла в руки военных чиновников, «живопись» опять исчезла.
И вновь проявилась уже под занавес существования ВВС СССР – во время Афганской войны. Возраст «мальчишек» за штурвалами стал, мягко говоря, побольше, чем «военные» 20-22, но самоутвердиться им хотелось не меньше. Именно благодаря афганским бортовым «грачёнкам» штурмовик Су-25 обрёл своё неофициальное, но общеизвестное имя.
«Старички» Ту-22 (в отличие от «патриархов» Ту-16) Афганистан ни разу не бомбили, но «белорусские» постановщики помех сопровождали ударные самолёты, особенно при действиях у границы с Пакистаном. «Афганские» Ту-22 получили, главным образом, бортовых «дракончиков», пышущих молниями. «Акулья пасть» на снимке – это уже «мирное» творчество военнослужащих развалившейся страны, малюющих «агрессивные» мотивы скорее для самоуспокоения. Дескать, мы им (вот только кому?) ещё покажем.
Стоит всё там же, среди самолётов Музея дальней авиации. Проводок протянут – наверное, внутри лампочки мигают, особо выдающимся посетителям дают порулить. Вот только лётчиков на этом тренажёре уже не учат.