Константин Дмитриевич родился в Туле в семье чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны. Отец будущего педагога имел за плечами военную карьеру, будучи ветераном войны с Наполеоном.
Когда ребенку исполнилось 11 лет, умерла мать, которая с раннего возраста занималась образованием сына. Благодаря полученным знаниям мальчик без труда поступил в гимназию, причем был определен сразу в 3-й класс.
Продолжил обучение Константин в Московском университете, поступив на юриста.
Окончив курс в 1844 году, Ушинский остается при университете для сдачи магистерского экзамена. В это время Ушинского начинают волновать вопросы просвещения русского народа, который в большинстве своем оставался безграмотным.
Став кандидатом юридических наук, выпускник отправляется в Ярославль, где с 1846 года работает в Демидовском юридическом лицее. Преподаватель прогрессивных взглядов держался с учениками просто и не любил формальностей на уроках, чем вызывал недовольство начальства.
Затем он переезжает в Санкт-Петербург, устраивается мелким чиновником в Министерство внутренних дел.
В 1854 году Ушинскому удалось получить должность старшего преподавателя в Гатчинском сиротском институте – среднеспециальном закрытом учреждении, находящемся на попечении императрицы. Заведение занималось воспитанием будущих чиновников для департаментов и министерств и отличалось строгостью порядков. Здесь процветала система наказаний за малейшие оплошности и царила нездоровая атмосфера доносительства и враждебности между учениками.
За годы трудов в институте Ушинский смог построить воспитательный процесс так, что кляузы, воровство и сухой канцеляризм ушли из стен учреждения. Здесь учитель находит архивы предшественника, содержащие библиотеку педагогических работ, знакомство с которыми открывают молодому преподавателю новый мир.
Вдохновленный изученными материалами, автор пишет статью «О пользе педагогической литературы», которая сделала его знаменитым.
Следующим этапом в карьере стала работа в Смольном институте благородных девиц, где начинающий ученый смог воплотить смелые свежие идеи. Преподавателю претило разделение девушек на знатных и простых, поэтому в первую очередь он добился равного отношения ко всем ученицам.
Ушинский ввел обычай регулярно устраивать собрания педагогического коллектива для обсуждения насущных дел и передовых идей в сфере образования.
В 1862 году его отправили в заграничную командировку на 5 лет.
Живя в Европе, Константин Дмитриевич живо интересуется передовым опытом в области воспитания и образования, посещая учебные заведения Германии, Швейцарии, Франции и других стран. Он продолжает заниматься литературной деятельностью, которую начал еще в Гатчине.
В 1864 году из-под пера писателя выходят детские учебники “Родное слово” и “Детский мир”, и первый дополняется методическими материалами по преподаванию словесности, которые адресованы родителям и учителям. Эти произведения вошли в сокровищницу педагогической литературы, выдержав сотни переизданий.
Итоговым фундаментальным трудом по педагогике стал написанный по возвращении на родину “Человек как предмет воспитания”, оставшийся незавершенным. При жизни автора вышли 2 тома антропологического исследования, цитаты из которого можно найти и в современных научных работах.
Жена - Надежда Семёновна Дорошенко.
Познакомились в молодости в Новгород-Северском. Поженились в 1851 году. В браке родились дети: Павел (1852-1870); Вера (1855-1922), в замужестве Пото, на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского; Надежда (1856-1944), в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу; Константин (1859-1919); Владимир (1861-1918); Ольга (1867-1960), художница, была замужем за камергером М. А. Суковкиным.
К.Д. Ушинский выделял следующие средства воспитания: Непреднамеренные.
К ним относятся семья, природа, народ и его язык.
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома; то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, «вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но, имея в виду высокую цель – провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии».
Преднамеренные.
Сюда К.Д. Ушинский относит детский сад, школу, то есть специально организованный и целенаправленный педагогический процесс.
К. Д. Ушинский призывал отказаться от педагогики страха, которая несет в себе различные наказания (физические или моральные). По его мнению, любое наказание, если в нем есть необходимость, должно носить предупреждающий характер (замечание, снижение отметки и т.п.). Основной нравственной силой воспитательного процесса является личность педагога. Именно педагог, наравне с семьей, может оказывать на ребенка необходимое воспитательное воздействия, подавать положительный пример.
Спасибо за внимание, ваша мамАня ;-)