Не самая знаменитая страница Великой Победы - это история спасения музейных ценностей во время Великой Отечественной Войны. Я, как калужанин, хотел бы рассказать о Николае Михайловиче Маслове, работнике Калужского художественного (а потом и краеведческого) музея, который смог спасти от оккупантов многие музейные ценности.
Николай Михайлович родился в 1890, был участником Первой Мировой и Гражданской войн и к 1941 году был уже пожилым человеком и имел проблемы со здоровьем, поэтому не подлежал мобилизации. Войну и оккупацию родного города он встретил на рабочем посту.
Первые несколько дней Николай Михайлович вообще не мог попасть в музей - не пускали немецкие часовые, а потом его самого вызвали в комендатуру. Захватчики поставили ему «задачу» - составить полный список картин и других музейных ценностей, чтобы потом решить, что отправить в Германию, а что продать или просто «подарить» офицерам немецкой армии. Попав, наконец, в музей, Николай Михайлович увидел безрадостную картину - многие экспонаты уже были украдены или испорчены, в помещениях царили хаос и бардак. Но теперь он мог, наконец, начать действовать - попытаться спасти если не всё, то хотя бы что-то.
Часть картин, вытащенных из рам и свёрнутых в рулоны, удалось спрятать в шкафах и за мебелью, заваливая сверху сломанными стульями, ветошью и просто мусором. Драгоценную фарфоровую посуду удалось спрятать рискованным способом - её сначала вынесли под видом мусора во двор, а оттуда она была перенесена в подвал и спрятана за водопроводными трубами. Увы, тайник раскрылся - с наступлением морозов трубы лопнули и, при их замене, фарфор был найден немцами; часть разбили, сохранившееся - буквально распихали по карманам и только чудом никто не задался вопросом откуда фарфор в подвале и не причастен ли к этому Маслов.
Но больше всего вызывали беспокойство три ящика с ценными картинами, отобранными гитлеровцами самостоятельно - в Калугу заезжал некий «специалист» по искусству, специально инспектировавший музеи на захваченных территориях и отбиравший наиболее ценные экспонаты для немецких музеев и частных коллекций верхушки Третьего Рейха. Из Калуги эти ящики намеревались отправить в Нюрнберг.
Когда Красная Армия начала штурм Калуги, гитлеровцы начали спешно готовиться к бегству. Подготовленные ящики с картинами должны были вот-вот забрать - что же делать? И Николай Михайлович, вместе с другим работником музея, Василием Ивановичем Извековым, среагировали молниеносно. То, что они сделали, было одновременно и очень просто, и крайне рискованно - в суматохе, царившей повсюду, они просто задвинули ящики в соседнюю комнату, спешно заставили их мебелью и другим хламом - и уже в дверях столкнулись с немецкими солдатами. «Где ящики?» - потребовали от них солдаты. «Так уже забрали» - развели руками Маслов м Извеков. Наскоро оглядев комнату, солдаты не стали проверять их слова и ушли…
30 декабря 1941 Калуга была освобождена. Николай Михайлович продолжил работать в музее и проявил себя, как краевед, историк, первый теоретик-искусствовед по калужской керамике. Умер он в 1967 году. Его жена, Клавдия Павловна Маслова-Аксакова пережила его на 8 лет. Детей у них не было.