Найти тему
Белая Обезьяна

Подвиг калужанина во время Великой Отечественной Войны

Не самая знаменитая страница Великой Победы - это история спасения музейных ценностей во время Великой Отечественной Войны. Я, как калужанин, хотел бы рассказать о Николае Михайловиче Маслове, работнике Калужского художественного (а потом и краеведческого) музея, который смог спасти от оккупантов многие музейные ценности.

Николай Михайлович родился в 1890, был участником Первой Мировой и Гражданской войн и к 1941 году был уже пожилым человеком и имел проблемы со здоровьем, поэтому не подлежал мобилизации. Войну и оккупацию родного города он встретил на рабочем посту.

Калуга, пл. Ленина (Старый Торг), октябрь 1941 года (фото из группы во Вконтакте "Туристские тропы Калужской области")
Калуга, пл. Ленина (Старый Торг), октябрь 1941 года (фото из группы во Вконтакте "Туристские тропы Калужской области")

Первые несколько дней Николай Михайлович вообще не мог попасть в музей - не пускали немецкие часовые, а потом его самого вызвали в комендатуру. Захватчики поставили ему «задачу» - составить полный список картин и других музейных ценностей, чтобы потом решить, что отправить в Германию, а что продать или просто «подарить» офицерам немецкой армии. Попав, наконец, в музей, Николай Михайлович увидел безрадостную картину - многие экспонаты уже были украдены или испорчены, в помещениях царили хаос и бардак. Но теперь он мог, наконец, начать действовать - попытаться спасти если не всё, то хотя бы что-то.

Часть картин, вытащенных из рам и свёрнутых в рулоны, удалось спрятать в шкафах и за мебелью, заваливая сверху сломанными стульями, ветошью и просто мусором. Драгоценную фарфоровую посуду удалось спрятать рискованным способом - её сначала вынесли под видом мусора во двор, а оттуда она была перенесена в подвал и спрятана за водопроводными трубами. Увы, тайник раскрылся - с наступлением морозов трубы лопнули и, при их замене, фарфор был найден немцами; часть разбили, сохранившееся - буквально распихали по карманам и только чудом никто не задался вопросом откуда фарфор в подвале и не причастен ли к этому Маслов.

Немцы в Калуге (фото из группы во Вконтакте "Туристские тропы Калужской области)
Немцы в Калуге (фото из группы во Вконтакте "Туристские тропы Калужской области)

Но больше всего вызывали беспокойство три ящика с ценными картинами, отобранными гитлеровцами самостоятельно - в Калугу заезжал некий «специалист» по искусству, специально инспектировавший музеи на захваченных территориях и отбиравший наиболее ценные экспонаты для немецких музеев и частных коллекций верхушки Третьего Рейха. Из Калуги эти ящики намеревались отправить в Нюрнберг.

Когда Красная Армия начала штурм Калуги, гитлеровцы начали спешно готовиться к бегству. Подготовленные ящики с картинами должны были вот-вот забрать - что же делать? И Николай Михайлович, вместе с другим работником музея, Василием Ивановичем Извековым, среагировали молниеносно. То, что они сделали, было одновременно и очень просто, и крайне рискованно - в суматохе, царившей повсюду, они просто задвинули ящики в соседнюю комнату, спешно заставили их мебелью и другим хламом - и уже в дверях столкнулись с немецкими солдатами. «Где ящики?» - потребовали от них солдаты. «Так уже забрали» - развели руками Маслов м Извеков. Наскоро оглядев комнату, солдаты не стали проверять их слова и ушли…

Николай Михайлович Маслов и часть спасённых им картин (фото с сайта Калужского музея изобразительных искусств)
Николай Михайлович Маслов и часть спасённых им картин (фото с сайта Калужского музея изобразительных искусств)

30 декабря 1941 Калуга была освобождена. Николай Михайлович продолжил работать в музее и проявил себя, как краевед, историк, первый теоретик-искусствовед по калужской керамике. Умер он в 1967 году. Его жена, Клавдия Павловна Маслова-Аксакова пережила его на 8 лет. Детей у них не было.

Необычный подвиг во время блокады Ленинграда

Немецкое военное кладбище под Смоленском