Найти тему
Морская коллекция

Лидеры эсминцев.Чилийский ленд-лиз. «Альмиранте Линч».

Почти столетие ,после обретения независимости,Латинскую Америку сотрясали войны-Бразилия,Аргентина,Чили,Перу,Уругвай,Парагвай,Боливия сходились в разных комбинациях в смертельных схватках за перекройку неряшливо намеренных границ. И даже морские битвы гремели десятками. Это сейчас все более-менее спокойно,латиноамериканские страны создают свои региональные объединения и союзы. Только до сих пор практически все не любят Чили...

К началу 20 века задымился очередной конфликт- чилийцы никак не могли поделить с аргентинцами Патагонию.В глобальном стратегическом треугольнике местных сверхдержав-Бразилии,Аргентины и Чили, один из форматов гонки военно-морских вооружений-чилийско-аргентинский.Причем вроде бы договорились прекратить разорительную и непосильную для экономик обоих государств гонку,28 мая 1902 заключили "майский пакт" о 5 летнем моратории на строительство новых боевых кораблей и согласование в дальнейшем морских программ друг с другом.Но вмешалась третья сила,в 1904 Бразилия презентовала свою амбициозную программу морских вооружений. Равновесие было нарушено.

В 1907 году Аргентина объявила о начале новой программы модернизации флота, предусматривавшей в уточненном варианте постройку трех линейных кораблей , 12 эскадренных
миноносцев 650 тонн и 12 эсминцев 450 тонн.В итоге заказали на немецких,французских и британских верфях 12 штук 1000 тонных эсминцев.Чилийским ответом стала кораблестроительная программа 1910 года, в которую вошли два линкора, шесть эсминцев и четыре подводных лодки. Чилийская стратегия предусматривала строительство меньшего количества более крупных и лучше вооруженных кораблей.

Эсминцы были заказаны английской фирме "Уайт",которой был дан карт-бланш ,ограничено лишь водоизмещение. В итоге получились очень мощные корабли,по скорости 31 уз. -эсминцы, по размерам,вооружению(6-102 мм орудий) и силуэту-крейсера-скауты.Крупнее был только английский лидер "Свифт".

Строительство шести заказных кораблей осуществлялось попарно. В 1911 г. чилийский парламент выделил ассигнования на постройку двух первых эсминцев из шести предусмотренных программой. Наименования корабли получили в честь знаменитых чилийских адмиралов.Головным стал "Альмиранте Линч",в честь адмирала Патрисио Линча, чилийского моряка, героя войны на Тихом океане .

9.11.1911 состоялась закладка головного корабля серии — «Альмиранте Линч». Спустя месяц начались работы на «Альмиранте Конделл».В один день, 28 сентября 1912 года, на верфи «Уайр» в городе Коус (о. Уайт) они были спущены на воду . На испытаниях эсминцы показали отличные скоростные качества: первый из них во время 6-часового пробега развил скорость 31,8 узлов, а второй — 33,4 узла. 7 февраля 1914 года оба корабля покинули Англию, начав переход в Чили. Хотя часть штатного оборудования еще не была установлена, ее решили отправить на пароходе следом и установить уже в Чили. 22 апреля 1914 года «Альмиранте Линч» и «Альмиранте Конделл» прибыли в Вальпараисо, войдя в состав чилийского флота.

В 1913 году в Коусе заложили вторую пару эсминцев для Чили («Альмиранте Симпсон» и «Альмиранте Гони») а в 1914-м — третью («Альмиранте Вильямс» и «Альмиранте Риверос»). От первых двух кораблей они отличались лишь расположением средней пары орудий — их подняли на полубак,передвинув вперед,чтобы не заливало водой .26 февраля 1914 года на воду спустили «Альмиранте Симпсон», а 5 мая — «Альмиранте Гони».Предполагалось, что к концу года корабли достроят и передадут заказчику. Но в судьбу второй и третьей пар эсминцев вмешалась Первая мировая война.

После начала Первой мировой войны строящиеся по чилийскому заказу эсминцы (равно как и два дредноута, также заказанных правительством Чили) были выкуплены Великобританией.

Эсминцы сменили свои названия: «Альмиранте Симпсон» стал «Фолкнором», «Альмирате Гони» — «Броком», «Альмиранте Вильяме» — «Ботой», а «Альмиранте Риверос» — «Типперери». Поскольку по огневой мощи корабли чилийского заказа превосходили все британские эсминцы, в Королевском флоте они получили статус лидеров.

Четыре бывших чилийских эсминца вошли в Королевский флот как тип Faulknor . А после войны три уцелевших эсминца вместе с линкором "Альмиранте Латторе" были обратно перепроданы Чили. Своеобразный ленд-лиз получился.Возвращенные Британией эсминцы в чилийском флоте были переименованы в тип Almirante Williams .

"Almirante Lynch" «J. Samuel White» заложен 9.11.1911,спущен на воду 28.9.1912,вступил в строй 1913. Списан 1945.

"Almirante Condell" заложен 11.12.1911, спущен на воду 27.1.1913, вступил в строй 1.1914.Списан 1945.

"Almirante Simpson" (c 8.1914 HMS "Faulknor", с 5.1920 "Almirante Williams") заложен 1913, спущен на воду 26.2.1914, вступил в строй 10.1914. сдан на слом 1933.

"Almirante Goni" (c 8.1914 HMS "Broke", с 5.1920 "Almirante Uribe") заложен 1913, спущен на воду 25.5.1914, вступил в строй 2.10.1914. сдан на слом 1933.

"Almirante Williams Rebolledo" (c 9.1914 HMS "Botha", с 5.1920 "Almirante Riveros") заложен 1914, спущен на воду 2.12.1914, вступил в строй 30.3.1915 . сдан на слом 1933.

"Almirante Riveros" (c 9.1914 HMS "Tipperary") заложен 1914, спущен на воду 5.3.1915, вступил в строй 6.1915. Погиб в Ютландском бою 1.06.1916.

Водоизмещение-1730 дл. т нормальное ,1993 дл. т полное . Длина 100,84 м (наибольшая) .Ширина 9,91 м .Осадка 3,66 м .Двигатели -6 ПК Уайт-Фостера, три ПТ Парсонса, 30 000 л. с., Движитель-3 винта. Скорость хода 31 узел . Дальность плавания 4205 миль на 15 узлах . Экипаж 160-205 человек . Вооружение-6 × 1 — 102-мм/45 орудий Mk. IV .4 пулемета. Минно-торпедное вооружение- 4 × 1 (2 × 2 «Бота» и «Типперери») 533-мм ТА

В 1930 г. корабли прошли модернизацию и были переведены на нефтяное топливо.

-3

Корпус с 28 метровым полубаком и заметным подъемом к форштевню имел 21 отсек и сплошную верхнюю палубу,нижняя была представлена носовой и кормовой платформами.Двойное дно отсутствовало,кроме котельных и машинных отделений.Силовую установку мощностью в 30 000 л.с .до чилийцев на эсминцах имел только британский "Свифт".При этом на "Линче" была энергоустановка уже гораздо современнее-почти в два раза легче.Отопление было смешанным-угольно-нефтяным. Эсминцы имели четыре трубы, первая труба была выше и уже остальных.

Обитаемость чилийских эсминцев была на весьма достойном уровне- жилые помещения имели электрическую систему отопления, для кочегаров были предусмотрены душевые, инженеры-механики имели ванную комнату ,была пекарня и холодильник .Комфортное плавание обеспечивалось и для антарктических и для тропических широт- Чили по географии как раз обеспечивает разнообразие климата.

Вооружение включало шесть 102-мм орудий Q.F. Mk.IV главного калибра (14,06-кг снаряд с начальной скоростью 722 м/с и дальностью 8780 м ) на станках P.IX. с углом возвышения 20° , на первой паре эсминцев расположенных побортно; первая пара стояла на полубаке , вторая — в районе первой дымовой трубы за срезом полубака на низкой платформе, третья — в корме , так же на платформе. Благодаря такому расположению артиллерии корабли были способны вести огонь в носовом секторе из четырех орудий, а современные им британские эсминцы — только из одного. Все орудия имели механическую (электрическую) подачу боеприпасов из носового (для 4-х орудий) и кормового (для 2-х орудий) погребов. Система управления огнем впервые включала два дальномера с базой 2,13 м (т.н. 7-футового типа). 102-мм орудия дополняли четыре 7,7-мм пулемета «Максим» на верхней палубе в средней части корпуса. Торпедное вооружение по проекту состояло из трех двухтрубных 450-мм аппаратов: №1 — между второй и третьей дымовыми трубам , №2 — между второй и третьей дымовыми трубам и №3 — за кормовой надстройкой ). Поскольку к моменту окончания постройки торпедные аппараты еще не были готовы, и их пришлось временно заменить одинарными того же калибра.

На «Броке» и «Фолкноре» средняя пара орудий располагалась в районе 46 шпангоута. «Бота» и «Типперери» имели существенные отличия в схеме размещения вооружения. Они получили шестиугольное расположение орудий. «Брок» и «Фолкнор» получили четыре однотрубных 533-мм торпедных аппарата по бортам. Торпедное вооружение «Бота» и «Типперери» включало в себя два 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата .

Chilean_Destroyer_Almirante_Condell_(ship,_1914)Alm Lynch-34-Janes
Chilean_Destroyer_Almirante_Condell_(ship,_1914)Alm Lynch-34-Janes

Alm Lynch-34-Janes
Alm Lynch-34-Janes

После окончания войны «Брок», «Фолкнор» и «Бота» прошли восстановительный ремонт,а в мае 1920 г. были проданы Чили и переименованы в «Альмиранте Урибе», «Альмиранте Вилиамс» и «Альмиранте Риверос». Прибыв в том же году в главную базу Вальпараисо, они присоединились к «Альмиранте Линчу» и «Альмиранте Конделлу». Последние на протяжении прошедшей войны, являясь самыми современными боевыми единицами чилийского флота, осуществляли патрулирование прибрежной зоны. Так, в декабре 1914 г. «Альмиранте Конделл» заставил покинуть территориальные воды сохраняющей нейтралитет Чили германский легкий крейсер «Дрезден», который пытался укрыться в них после Фолклендского сражения.

Интенсивная служба в годы войны возвращенных Чили кораблей не прошла для них бесследно — к началу 30-х годов корпуса и машины «Альмиранте Урибе», «Альмиранте Ривероса» и «Альмиранте Вилиамса» оказались сильно изношенными, и в 1933 г. все три эсминца были исключены из списков флота. Первые два вскоре сдали на слом, а вот «Альмиранте Вилиамс» дотянул до 1937 г., когда корпус корабля был потоплен огнем главного калибра линкора «Альмиранте Латорре» во время артиллерийских стрельб.

Гораздо дольше прослужили оба первенца. В 1930 году «Альмиранте Линч» и «Альмиранте Конделл» прошли модернизацию, в ходе которой их паровые котлы были полностью переведены на нефтяное отопление, а 450-мм торпедные аппараты заменены двумя двухтрубными 533-мм. Одновременно с этим эсминцы получили современное зенитное вооружение — два спаренных 12,7-мм автомата на увеличенной кормовой надстройке. В таком виде корабли встретили Вторую мировую войну. Как и за двадцать пять лет до этого, Чили придерживалась нейтралитета, и ее флот ограничивался патрулированием территориальных вод, в чем участвовали и «Альмиранте Линч» с «Альмиранте Конделлом».

В конце 1941 года их история чуть не повторила кульбит 27 летней давности. США после Перл-Харбора попытались собрать в Латинской Америке все более-менее плавающее,чтобы остановить триумфальное наступление японского флота. Прежде всего их интересовал чилийский дредноут,но и на эсминцы янки были согласны ,а то свои 50 стареньких эсминцев Штаты еще осенью 1940 поменяли в Британии на базы и доступ к рынкам Британской империи.Но то ли чилийцы слишком много запросили,то ли американская промышленность резко насытила потребности американского флота,но сделка не состоялась.

26.10.1944 на «Альмиранте Конделл» произошел взрыв одного из паровых котлов, в результате чего эсминец был сильно поврежден. От восстановления морально и физически устаревшего корабля отказались, и он был поставлен на прикол, а 19.12.1945, одновременно со своим собратом исключен из списков флота. Вскоре «Альмиранте Линч» разобрали на металл, «Альмиранте Конделл» же последовал на разделку лишь в 1955 г.

-6

Эсминцы типа "Линч" стали заметным явлением в мировом судостроении,Уайту удалось создать мореходный ,отлично вооруженный,комфортный для экипажа корабль с устойчивой артиллерийской платформой. Он прекрасно подходил под требования заказчика- в водах Южной Америки соперников у него не было.

Другое дело,что попавшие ,по воле случая,в британский флот чилийские эсминцы,благодаря своим размерам и вооружению ,не вписались в тогдашнюю структуру Гранд Флита,по формальным признакам будучи назначены лидерами,хотя на эту роль и не предназначались.Основной недостаток- смешанное отопление котлов,что отличало их от современных британских эсминцев в своих флотилиях.Плохая маневренность,не принципиальная на чилийской службе,мешала согласованным действиям с вверенной флотилией,а специфическая схема расположения артиллерии также не подходила для эскадренной тактики Гранд Флита.

В итоге,несмотря на попытки модернизаций, «Брок», «Фолкнор», «Бота» и «Типперери» так и не стали полноценными лидерами — как только появилась возможность заменить их более совершенными кораблями типов «Лайтфут» и «Паркер», они исчезли из состава флотилий Гранд Флита.

Однако в британской военно-морской истории чилийцы оставили свой след. Об этом -в очередной статье.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам