5 марта 1953 года запомнилось детсадовцу Яше голубым небом за окном, торжественным голосом в репродукторе и воспоминаниями о дядях - в фуражке и кепке. Он только так и не понял, почему так плакала тётя Маша. Рассказ Александра ЗИНОВЬЕВА.
Детсадовские мальчики и девочки плотной стайкой стояли в комнатке-прихожей, с большими с двух сторон комнаты окнами, состоящими из маленьких квадратов стёкол, как это бывает на верандах. За окнами была весна, голубое небо в лёгких облачках. Птахи вовсю горланили.
В комнатке на детей смотрел круглым конусом чёрный репродуктор. Дети стояли около него полукругом и тоже смотрели на него и слушали. В репродукторе дяденька суровым и торжественно-горьким голосом произносил:
5 марта на семьдесят третьем году жизни, после продолжительной болезни скончался… советский государственный, политический и военный деятель. Генеральный секретарь Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) с 1922 года, глава Советского правительства (Председатель Совета Народных Комиссаров с 6 мая 1941 года, Председатель Совета Министров СССР с 15 марта 1946 года), Генералиссимус Советского Союза (27 июля 1945 года)...
Нянечка, стоящая тут же, почему-то сильно плакала, не вытирая слёз, а дядечка продолжал:
Страна осталась без отца всех народов.
Шестилетний Яшенька, как и все детишки, слушал этот голос, глядя на тётю Машу, на её слёзы, понимал: что-то такое случилось, отчего тётя Маша плачет, и говорит в репродукторе траурный мужской голос. У всех детей глаза были напряженно внимательными.
Яша, слушая этот голос, по очереди смотрел на тётю Машу и чёрный круг радио, в котором, как он знал, живут разные люди, которые рассказывают сказки и поют песни. Все они, по Яшиному представлению, были очень маленькими, но очень понятными. Заслушаешься, когда они рассказывали сказку. Сейчас он несколько раз услышал слово «Сталин». Раньше он тоже это слово слышал, но совсем редко. И ещё Яшенька как-то видел портрет дяди с усами, в красивой, с козырьком, фуражке. Яшенька очень хотел иметь точно такую же. У дяденьки были добрые, приветливые глаза. Как-то Яша запомнил, что человека с добрыми глазами зовут дядя Сталин. Ещё рядом с его портретом часто был портрет другого дяди. Другой дядя был в кепке, такой же, как у Яши, восьмиклинке. B еще - с усами и бородкой. И также по-доброму смотрел на Яшеньку.
Дяденька Сталин был в военном мундире, а дяденька Ленин – так звали второго - в пиджаке и жилетке. Жили они где-то далеко-далеко, всё время думали обо всех людях и о Яшеньке тоже. И о том, чтобы в стране был хлеб и урожай! Как только заканчивали в репродукторе петь песни, говорили об урожае и о том сколько стали и чугуна выплавили в мартеновских печах.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru