Найти тему
Razumnik

НИГИЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ (Часть 2)

Читать 1 часть

В романе Тургенев изображает крах Базарова, когда он борется со своими эмоциями за Одинцову.

Как писал Тургенев:

"Истинной причиной всей этой "новизны" было чувство, вдохновленное в Базарове Одинцовой, которое мучило и сводило его с ума".

Хотя Базаров любил женщин и женскую красоту, любовь в романтическом смысле, или как он это называл, "тарабарщина, непростительная слабость" он воспринимал как нечто вроде болезни. Базаров рассказал, как:

"Он более чем когда-либо выражал свое спокойное презрение ко всему романтическому, но, когда был один, с возмущением узнал в себе романтика".

Пожалуй, самым проклятым аспектом в изображении Базарова, а в свою очередь нигилистов, является сцена, где главные герои обсуждают, как нигилизм будет решать проблемы внутри общества.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/12/28/17/26/book-1936547_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/12/28/17/26/book-1936547_960_720.jpg

"Отцов" романа обвиняют в том, что они ничего не делали, что их "вечный разговор" не привел ни к чему, кроме "банальности и доктринарности". Однако решение проблемы исцеления общества сыновьями изображается как действие через разрушение. Аркадий уверенно заявляет:

"Мы уничтожим, потому что мы сила".

Павел отвечает вопросом:

"Но уничтожим, даже не зная почему".

Здесь нигилисты представляются почти неконтролируемой силой, которая может нанести огромный ущерб российскому обществу в силу своей разрушительной природы.

Это еще раз подчеркивает одну из очевидных проблем нигилизма; они искали разрушений, не зная, как их восстановить.

Павел утверждает, что:

"в старые времена молодым людям приходилось учиться, они не хотели, чтобы их называли дураками, поэтому им приходилось много работать, нравится им это или нет".

Но теперь им нужно только сказать: "Все в мире бессмыслица!" и фокус сделан. Молодые люди в восторге. И, конечно же, раньше они были просто гегелистами, а теперь внезапно превратились в нигилистов".

Тургенев объяснил, что не нападает на нигилизм в своем "Проспекте к роману", опубликованному в 1869 году, и что он просто изображает увиденное. Тургенев рассказал, что придумал этот роман во время купания в море на острове Уайт в 1860 году.

"Со своей стороны, должен признаться, я никогда не пытался "создать фигуру ", если только у меня не было живого характера, а не идеи, к которой постепенно добавлялись и смешивались соответствующие элементы" (Тургенев)

Тургенев объяснил, как в основе главного героя, Базарова, лежала фигура молодого провинциального врача, который ударил его, и что:

"этот замечательный человек воплотил в моем представлении, что едва рождающийся еще ферментирующий принцип, который позже назывался нигилизм".

Эта идея реалистичного отображения того, что вы видели в окружающем вас обществе, была ключевым компонентом российского реализма. Тургенев рассказал, как его беспокоит, что:

"я даже не нашёл ни в одном произведении нашей литературы намека на то, что вижу повсюду".

Он писал, чтобы изобразить нигилизм, поскольку он становился заметным, и он еще не видел его, изображенного в литературе. Однако это изображение привело к тому, что Тургенев был очернен в российском обществе. Тургенев рассказал об этом подробнее и написал:

"Когда я вернулся в Санкт-Петербург, в тот самый день, когда в Апраксинском дворце разгорелся печально известный пожар, слово "нигилист" уже прозвучало тысячами голосов, и первое возглас, вырвавшийся из уст моего первого знакомого, был: "Посмотри, что творят нигилисты!"

Тургенев в письме к М. Хартманну написал, что:

"У меня с "Отцами и детьми" все стало плохо". Сейчас я, пожалуй, самый непопулярный человек во всей России. Я оскорбил нашу национальную гордость, и это непростительно больше всего".

В другом письме немецкому критику Людвигу Пьетчу он написал, что "молодежь в России слишком чувствительна", это показывает, что Тургенев не был готов к такой реакции в обществе, и посчитал ее неуместной. Тургенев писал, как:

"так много оскорблений вылилось на мою голову". Иуда, который продал свою душу за серебро, идиот, задница, ядовитая жаба, плевательница - это меньшее, как меня называли."

Тургенева обвинили в оскорблении не только подрастающего поколения в обществе, но и старших поколений.

"Мне сказала остроумная дама: "Ни отцы, ни дети, как называется ваша книга, а вы сами - нигилист". (Тургенев)

Читая роман, Тургенев, похоже, ясно дал понять, что нигилистское движение не представлено в положительном свете. Однако Тургенев посвятил роман памяти Белинкса, который был идолом молодых либералов в 1830-1840-х годах, и эта приверженность подразумевала верность высшим идеалам прогрессивной мысли, что показывает, что Тургенев мог вступить в конфликт.

Важно и интересно отметить, насколько широко искажены были работы Тургенева, и гнев этой интерпретации в современном российском обществе. Хотя роман пользовался огромным успехом благодаря своей актуальности, мнения о романе были самыми разными. Он возмущался радикалами, считавшими роман клеветой на "детей" и прославлением "отцов". При более консервативной реакции Тургенева обычно хвалили за предполагаемое нападение на нигилистов.

Две интересные реакции на роман пришли от критиков Писарева, ведущего критика журнала The Russian World, из радикального лагеря журналистов и Н. Стаховского, которые опубликовали обзор "Время", и Н. Стахарова. Их интерпретации интересны, потому что они выходят за рамки того, что можно было бы ожидать от их идеологических норм.

Писарев Дмитрий иванович. Фото взято из открытых источников
Писарев Дмитрий иванович. Фото взято из открытых источников

Писарев, который, как известно, отвергал большинство произведений искусства за их отсутствие практической ценности, настаивал на том, что его интерес к Тургеневу является утилитарным и что он пытается показать обществу правильное направление. Исходя из этого, Писарев, считавший писателя Александра Пушкина стоящей меньше пары ботинок, пришел к выводу, что роман Тургенева был полезен. Писарев принял Базарова как представителя своего поколения и высоко оценил роман как великое произведение искусства. Писарев писал, что Тургенев не понимает нигилизма, как молодое поколение, и объяснил, как:

"Если подняться к зеркалу, которое при отражении объектов тоже немного меняет свой цвет, то, несмотря на искажения своего времени, Писарев заметил, что он понимает свою физиогномику, пусть и по-разному, чем видел его, тем более молодого поколения".

Тургеневу он объяснил это. Писал далее Писарев:

"Если базаровизм - это болезнь, то это болезнь нашего времени, и ее надо терпеть до конца, какие бы паллиативы и ампутации ни использовались. Относиться к базаровизму как угодно - это ваше дело, но остановить его вы не сможете, это точно то же самое, что и холера".

"Базаровизм" - это отсылка к новым молодым радикалам в обществе, и Писарев говорит, что не думал, что их можно будет отговорить. Писарев рассказал, сколько читателей вооружились против Тургенева, потому что тот не сочувствовал Базарову и не скрывал от читателя его ошибок. Радикальные читатели предпочли бы, чтобы Базаров был представлен как безупречный человек, тем самым доказывая превосходство реализма над всеми другими школами мысли. Однако Писарев утверждает, что:

"Реализм - это действительно хорошо, но давайте не будем идеализировать во имя этого самого реализма ни себя, ни это движение. Мы холодно и трезво относимся ко всему, что нас окружает, давайте относиться к себе так же холодно и трезво... мы далеки от совершенства".

Читать 3 часть