Найти тему
BFP

В мире избыточный фокус на продажах, а не на создаваемой ценности

В нашем мире есть одна большая деформация: избыточный фокус на продажах. По сути успех во многих сферах зависит не от качества работы, а от успеха продажи.

Например, наёмному сотруднику для достижения успеха гораздо важнее правильно продавать себя, чем делать качественную работу. "Продажи" могут быть разные: эффективная упаковка своей работы, отношения с руководством, хорошо проведённое интервью при поиске новой работы или при внутреннем переходе. То, как сотрудник себя продаёт, гораздо важнее, чем то, как он работает. Часто вы читаете карьерные биографии успешных корпоративных сотрудников и видите строки вроде "увеличил продажи отдела в 3 раза и был назначен хедом региона" и т.п. Неопытный читатель может подумать, что стал хедом потому, что увеличил продажи. На деле же ничего подобного. Скорее, стал хедом, потому что "продал" 2 вещи внутри компании: 1) значимость своего результата и свою заслугу в этом результате (что вообще-то отнюдь не факт) 2) целесообразность своего повышения по карьерной лестнице.

В бизнесе часто важнее способность продать свой продукт рынку. Именно поэтому иногда более выигрышная стратегия - в фокусе на продаже среднего продукта или на продаже хайпа. Опять-таки вы увидите в биографии "сделал классный продукт и вышел на IPO". На деле же смог продать свой продукт клиентам, а затем сумел продать инвесторам идею о том, что продукт классный. Здесь вопрос не в том, что сам продукт непременно плохой. Он может быть и очень хорошим. Дело в другом: в том, что причина успеха - не только в хорошем продукте (что может прочитаться), сколько в успешной продаже в широком смысле этого слова.

Кто-то скажет, что такова реальность. Не надо на нее жаловаться, надо уметь самому продавать. И будет прав: оптимальная стратегия для каждого индивида - значительный фокус на продажах. Если хочешь достичь успеха, надо играть по тем правилам, которые есть. Но, с точки зрения общества, здесь происходит значительная потеря. Мы поощряем не самых полезных, а самых эффектных. В итоге мы создаём неправильную мотивацию. Вместо того, чтобы создавать вэлью, люди и компании тратят ресурсы на то, что не имеет столь большой ценности.

Подписывайтесь на нас в Telegram: https://tele.gg/bfpchannel
BFP: авторская аналитика от банкира и сертифицированного финансового аналитика (CFA)