Капитолий — один из 7 холмов, на которых был основан Рим, но самый низкий из всех. Другие холмы носят названия: Авентин, Целий, Палатин, Эсквилин, Виминал и Квиринал. Знаменит холм не только своей ролью в становлении вечного города и не только статуей Капитолийской волчицы, которая находится здесь же в музее, но и загадочным рисунком площади, к которому приложил руку сам Микеланджело.
В 6 веке до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера, где заканчивалось любое триумфальное шествие. Процессия шла через Форум и триумфальные арки, далее поднималась на холм, где совершала жертвоприношения богу Юпитеру, а победитель венчал алтарь своим лавровым венком.
Другой религиозной доминантой на холме был храм Юноны, сейчас на его месте возвышается Базилика Санта-Мария-ин-Арачели. При этом храме с 4 века до н.э. чеканились монеты, существовал первый монетный двор. Вскоре храм стали именовать Юнона Монета. Хотя по другой версии "монета" переводится как "добрая советница", якобы Юнона предсказала землетрясение в Риме, а еще жертвенные гуси как-то спасли город от нападения галлов, своими криками разбудив жителей. С тех пор во время праздников гусей не трогали, а водили по городу с почестями, неся впереди распятых собак, которые не почуяли приближение врагов.
Современный вид Капитолийской площади со всеми окружающими ее зданиями (дворец Сенаторов, дворец Консерваторов и Палаццо Нуово), а также парадной лестницей был разработан Микеланджело Буонарроти.
Сейчас во дворце Сенаторов находится мэрия Рима, а в основании этого здания находится разрушенный ранее античный табуларий — государственный архив, где хранились бронзовые таблички с различными декретами сената и прочими государственными документами.
Но сам табуларий был возведен на руинах древнего этрусского храма. Свидетельство этому и сейчас можно видеть, если присмотреться к дворцу Сенаторов со стороны Форума: будет видна разница в кладке нижних и верхних этажей.
Вернемся же к самой Капитолийской площади: на снимках со спутника отчетливо видно звездчатый рисунок, в центре которого Микеланджело установил единственную уцелевшею с античности конную статую (сейчас она заменена репликой, оригинал находится здесь же в музее). Забавно, что изображает она римского императора Марка Аврелия, но в Средние века ее ошибочно приняли за статую христианского императора Константина Великого, поэтому ее не разрушили.
Так вот, считается, что Микеланджело в рисунке площади изобразил омфал — древний культовый резной камень, считавшийся "пупом земли" и центром мироздания. Найден при раскопках храма Апполона в Дельфах.
По одной из легенд Зевс направил двух орлов с западного и восточного концов мира, а в точку их встречи метнул камень омфал, который обозначал центр мироздания. По другой легенде, именно омфал проглотил Кронос вместо Зевса.
Вероятно, Микеланджело своим проектом хотел показать, что именно здесь, на Капитолийской площади и существует современный центр мироздания, а самому Риму суждено вновь стать "пупом земли".