Найти в Дзене
Машины Бездорожья

Развенчаем ещё один миф из автомобильной истории...

Обычно, когда пишут об автомобилях 2МВ или ВОВ частенько упоминают, что Studebaker US-6 имел высокую проходимость, но не совсем так. Это зависит лишь от от того с чем сравнивать. Разумеется, по сравнению с грузовиками колёсной формулы 4х2 его проходимость была выше. Только вот в сравнении с более поздними конструкциями проходимость "студера" была весьма и весьма посредственной. И по сравнению, скажем, с ЗиЛ-157 и тем более ЗиЛ-131 "студер" можно назвать паркетником или кроссовером... Это вовсе не означает, что US-6 плохая машина, вовсе нет. Просто конструктивно он не дотягивает до уровня настоящего "проходимца". И в общем-то причина всего этого заключается в колёсах. Маленькие колёса размерностью 8,25-20 (или 240-508) хорошей проходимости, увы, никак не способствуют. Чтобы был понятен размер колёс "более наглядно" - такие же колёса устанавливались на обычные "газоны" 53/3307/3309 и иже с ними... Согласитесь, довольно сложно считать "вездеходом" грузовик на таких колёсах... И то
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Обычно, когда пишут об автомобилях 2МВ или ВОВ частенько упоминают, что Studebaker US-6 имел высокую проходимость, но не совсем так. Это зависит лишь от от того с чем сравнивать. Разумеется, по сравнению с грузовиками колёсной формулы 4х2 его проходимость была выше. Только вот в сравнении с более поздними конструкциями проходимость "студера" была весьма и весьма посредственной. И по сравнению, скажем, с ЗиЛ-157 и тем более ЗиЛ-131 "студер" можно назвать паркетником или кроссовером...

Это вовсе не означает, что US-6 плохая машина, вовсе нет. Просто конструктивно он не дотягивает до уровня настоящего "проходимца". И в общем-то причина всего этого заключается в колёсах. Маленькие колёса размерностью 8,25-20 (или 240-508) хорошей проходимости, увы, никак не способствуют. Чтобы был понятен размер колёс "более наглядно" - такие же колёса устанавливались на обычные "газоны" 53/3307/3309 и иже с ними...

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Согласитесь, довольно сложно считать "вездеходом" грузовик на таких колёсах...

И только разработка шин бОльшего диаметра и ширины с применением односкатной ошиновки позволило поднять проходимость грузовиков до привычного нам уровня. В нашей стране это произошло со сменой ЗиС/ЗиЛ-151 на ЗиЛ-157.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

ЗиС-151 - построен по канонам "студера" и ни в каких внедорожных подвигах замечен не был...

фото из открытых источников
фото из открытых источников

ЗиЛ-157 - стал легендой ещё при жизни...

Сравните колёса машин и всё станет понятно...

Более крупные колёса имеют целый ряд преимуществ, таких как - бОльший дорожный просвет, бОльшее пятно контакта и соответственно меньшее удельное давление на грунт, возможность передачи бОльшего крутящего момента без срыва в пробуковку... Кстати, дорожный просвет "студера" всего-то 248мм (9 3/4 дюйма) - согласитесь, смотрится очень бледно по сравнению с 310мм у ЗиЛ-157...

Кстати, на эти же грабли (маленькие по размеру колёса) наступили чехи при разработке Praga V3S.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Колёсики тог самого размера 8,25-20. При этом машина имеет колёсные редукторы и дорожный просвет 400мм. Но что толку, если реализовать возможности машины колёса не позволяют... И это очень хорошо заметно на соревнованиях по трак-триалу. Все "Праги" выступают на односкатных нестандартных колёсах...

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Обратите внимание на колёса. Видать, владельцы "праги" хорошо понимают - со штатными колёсами на серьёзном офф-роаде ловить нечего... И, для сравнения - ЗиЛ-131. На штатной резине 12.00-20...

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В общем, давно известную истину "хорошие колёса - половина вездехода" никто не отменял...