Найти тему
PRO_Чтение

ЯЖМАТЬ в драме А.П. Чехова "Три сестры"

Антон Павлович вне времени
Антон Павлович вне времени

В одной группе, на которую я подписана, проходил онлайн-опрос “Кого из литературных персонажей вы считаете воплощением Яжматери”? Про героиню, которая заняла первое место, напишу в следующий раз, сегодня речь пойдёт о персонаже, вошедшем “в десятку” - о Наталье Ивановне Прозоровой из пьесы “Три сестры” Чехова.

Афиша фильма-телеспектакля с самым "звёздным" составом
Афиша фильма-телеспектакля с самым "звёздным" составом

Но прежде сразу разберёмся в терминах: “Яжмать” - это негативная характеристика женщины, материнские функции которой закончились сразу же после рождения ребёнка. Это не “агрессивно настроенное общество” и не “примета нового времени”, а типаж женщины, существоваший ВСЕГДА и потому встречающийся ВО МНОГИХ литературных произведениях. Пьеса А.П. Чехова особенно интересна тем, что показывает этот типаж “в развитии”, от действия к действию видна деградация Натальи Ивановны от плохо одетой провинциалки, в которую влюблён главный герой Андрей Прозоров до отвратительной бабищи с претензиями на благородство. Что интересно, с самого начала иллюзий на её счёт не испытывает только одна из героинь - сестра Андрея Мария, замужняя, а потому уже не Прозорова, как две другие сестры - Ольга и Ирина, а Кулыгина.

"Антагонист" Наташи Прозоровой - Маша Кулагина
"Антагонист" Наташи Прозоровой - Маша Кулагина

Несчастливая, а потому мрачная и нелюбезная Маша всегда противопоставляется весёленькой и заискивающей Наташе. Даже то, как они одеты: Маша - всегда в чёрном или тёмном, Наташа - кричаще и неуместно, показывает не столько разницу вкусов, сколько разницу характеров.

Вот как Маша описывает Наташу (которая пока ещё не вошла в семью Прозоровых): “Ах, как она одевается! Не то, чтобы некрасиво, не модно, а просто жалко. Какая-то странная, яркая, жёлтоватая юбка с этакой пошленькой бахромой и красная кофточка. И щёки такие вымытые, вымытые!” Позвольте? А при чём тут щёки? Неужели так плохо быть чисто умытой? Думаю, автор просто иронизирует над типом людей, которые, подобно предтече немецкого национал-социолизма Генриху фон Трейчке, считают, что “Цивилизация - это мыло”!

А вот и первое появление нашей будущей Яжматери: “Наталья Ивановна входит, она в розовом платье, с зелёным поясом”. Даже для современной моды это режущее глаз сочетание. Тогдашних интеллигенток (генеральских дочерей!) оно шокирует до глубины души.

Ольга Прозорова: На Вас зелёный пояс! Милая, это нехорошо! Просто не идёт... и как-то странно...

Наташа: Разве есть примета? (плачущим голосом)... Но ведь это не зелёный, а скорее матовый"!

Вот в таком коротеньком диалоге автор мастерски даёт ещё пару точных признаков “будущей яжматери”:

Алла Ларионова слишком красива для роли Наташи (этот кадр из другого фильма)
Алла Ларионова слишком красива для роли Наташи (этот кадр из другого фильма)

1) Ограниченный кругозор. Наташа могла бы сказать про свой пояс: “он не зелёный, а бирюзовый, или “цвета морской волны” - если бы, конечно, знала такие слова. Но она ляпает: “не зелёный, а матовый!”, ставя в одни ряд качественно разные признаки - цвет и свет. С таким же успехом она могла сказать “он не зелёный, а мягкий!”.

2) Вера в приметы.

Сон разума рождает чудовищ... посмотрим, в какое чудовище выродится сия юная дева. Пока она ничего предрассудительного не делает, автор лишь вскользь замечает, как сильно её слова расходятся с делом: “ У вас такое большое общество, я смущена ужасно... - говорит она Ольге сразу после того, как вошла. И тут же, за столом, заявляет незнакомому ей майору Вершинину (которого видит впервые!) о хозяйках: “...У них попросту”. Куда только смущение девалось! Наверное, затаилось до удобного случая - изобразить из себя мелодраматическую героиню перед влюблённым в неё Андреем: “Мне стыдно... То, что я сейчас вышла из-за стола, неприлично, но я не могу... не могу... Я так не привыкла бывать в обществе!”. Заканчивается эта душещипательная сцена, как и ожидалось (Наташей) предложением руки и сердца и томным поцелуем, который не прервётся даже при случайных свидетелях. “Какая скромность! Какое смущение!” - в который раз иронизирует Чехов.

-5

Во втором действии перед нами уже не Наташа, а Наталья Ивановна Прозорова - законная жена, родившая мужу “наследника”, которого по-домашнему зовёт Бобиком. И этим Бобиком она проедает мозг всем вокруг. Ладно мужу. Ладно золовкам. Но и этого ей мало, и она готова слово-в-слово, словно заученный, повторять монолог о своём Бобике любому встречному-поперечному.

Сравните:

(мужу Андрею) “...Я боюсь, Бобик наш совсем нездоров. Отчего он холодный такой? Вчера у него был жар, а сегодня холодный весь.. Я так боюсь! Но всё-таки лучше пускай диета. Я боюсь. И сегодня в десятом часу, говорили, ряженые у нас будут, лучше бы не приходили. Сегодня мальчишечка проснулся утром и глядит на меня, и вдруг улыбнулся: значит, узнал. “Бобик, говорю, здравствуй! Здравствуй милый!” А он смеётся. Дети понимают, отлично понимают. Так, значит, Андрюша, я скажу, чтобы ряженых не было... Бобик холодный. Я боюсь, ему холодно в его комнате, пожалуй. Надо бы хоть до тёплой погоды поместить его в другой комнате. Например, у Ирины комната как раз для ребёнка: и сухо, и целый день солнце. Надо ей сказать, она пока может с Ольгой в одной комнате... Всё равно дома не бывает, только ночует...”

(золовке Ирине): “... (Бобик) спит. Но неспокойно спит. Кстати, милая, я хотела тебе сказать... Бобику в теперешней детской, мне кажется, холодно и сыро... А твоя комната такая хорошая для ребёнка. Милая, родная, переберись пока к Оле! Ты с Олей будешь в одной комнате, пока что, а твою комнату Бобику. Он такой милашка, сегодня я говорю: “Бобик, ты мой! Мой!” А он на меня смотрит своими глазёночками...”

(золовке Маше): “...Милая Маша, к чему употреблять в разговоре такие выражения? ...Кажется, мой Бобик уже не спит, проснулся. Он у меня сегодня нездоров. Я пойду к нему, простите...”

(штабс-капитану Солёному): “...Грудные дети прекрасно понимают. “Здравствуй, говорю, Бобик. Здравствуй, милый!” Он взглянул на меня как-то особенно. Вы думаете, во мне говорит только мать, но нет, нет, уверяю вас! Это необыкновенный ребёнок...”

Беседа с Наташей вводит в уныние (с доктором Чебутыкиным)
Беседа с Наташей вводит в уныние (с доктором Чебутыкиным)

Заметьте актуальный до сих пор признак Яжматери: оценивать собеседника по реакции на слова о “милом Бобике”. Хотя, подчас Наташу вообще не интересует, слушают её или нет. Её монологи о Бобике - хитрый способ добиться своего, прекрываясь личиной “прекрасной матери”. Заметили, как ловко она спровадила золовку Ирину из ирининой собственной комнаты в отцовском доме? Кто такая здесь эта Наташа? Жена хозяина дома, но выступает как полноценная хозяйка, как будто наследский дом принадлежит только ей! Ей наплевать на чувства и планы других членов семьи: она сказала что ряженых не будет, хер вам всем теперь, а не праздник!

И снова трезво оценивает её только Маша: “Не Бобик болен, а она сама... Вот! (Стучит пальцем по лбу.) Мещанка!”

Мещанка, затесавшаяся во дворянство. Со свиным рылом да в Калашный ряд.

Есть ли ей на самом деле дело до Бобика, у которого, с её слов, только вчера был жар, а сегодня он “ненормально” холодный?

Да никакого дела ей нет. Разогнав всех свидетелей, кроме наивной Ирины, она уезжает кататься на тройке с председателем земской управы Протопоповым, с которым до замужества водила близкое знакомство. Сто с лишним лет назад “покататься на тройке с мужчиной” было таким же ярким эмфемизмом, как сейчас “остаться у мужчины на чашечку кофе”. Все люди старше 18 лет прекрасно понимали, ЧТО это означало (если вас одолевают какие-то сомнения на этот счёт, почитайте чеховский рассказ “Барыня”).

Что интересно, Наташина вечная антагонистка Маша тоже “заводит шашни” втайне от мужа - получается между Яжматерью и не-Яжматерью нет никакой разницы?

Замужняя Маша (в шляпке) со своим возлюбленным - Вершининым
Замужняя Маша (в шляпке) со своим возлюбленным - Вершининым

Нет, - говорит нам в третьем действии автор, - разница есть. Маша от своей позорной связи страдает, а Наташа - ею гордится.

Посмотрим, как спустя некоторое время, Наташа сбрасывает личину “заботливой мамочки” и, наконец, становится Яжмать-монстром. По приказу жены Андрей Прозоров заложил отцовский дом в банке, и все деньги забрала Наташа, хотя дом принадлежит не одному Андрею, а ещё и трём обделённым сёстрам. Ещё ярче Наташин зловредный, скатывающийся в психопатию, образ сквозит во время её “общения” с прислугой: (няньке Анфисе, холодно) “...При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда! (золовке Ольге) И зачем ты держишь эту старуху, не понимаю! Ни к чему она тут. Она крестьянка, должна в деревне жить... Я люблю дома порядок! Лишних не должно быть в доме! Я часто говорю лишнее, это правда, но согласись моя милая, она могла бы жить в деревне. Но ведь теперь она не может работать! Она не способна к труду, она только спит или сидит... Как пускай сидит? Но ведь она же прислуга (сквозь слёзы). Я тебя не понимаю, Оля. У меня нянька есть, кормилица есть, у нас горничная, кухарка... для чего же нам ещё эта старуха? Для чего? И чтоб завтра же не было здесь этой старой воровки, старой хрычовки (стучит ногами) этой ведьмы!”

Наташа здесь уже не просто “заговаривается”, она реально “права качает”: “...Нам надо уговориться, Оля. Ты в гимназии, я - дома, у тебя ученье, у меня - хозяйство. И если я говорю что насчёт прислуги, то знаю, что говорю; я знаю, что ГО-ВО-РЮ. Не сметь меня раздражать! Не сметь! (Спохватившись) Право, если ты не переберёшься вниз, то мы всегда будем ссориться. Это ужасно.” Золовка, Ольга, старше Наталье и де-юре она “хозяйка дома”. Но де-факто - она, как и младшая из сестёр, Ирина - приживалка при брате. Они не замужние женщины, чтобы их можно было, как Машу, побаиваться, они - старые девы. И, несмотря на то, что обе работают и сами себя обеспечивают, “покрикивает” на них бездельница Наташа. Ах да, она не бездельница - она занимается воспитанием детей! У неё их теперь двое - к Бобику добавилась Софочка. Штат “обслуги” разросся: кроме няни Бобика есть кормилица Софочки. В чём заключается “воспитательная роль” Яжматери? Она, как обычно, “за детей волнуется”: “...Бобик и Софочка спят себе, спят как ни в чём не бывало. У нас так много народу везде, куда ни пойдёшь, полон дом. Теперь в городе инфлюэнца, боюсь, как бы не захватили дети... Да... Я, должно быть, растрёпанная (Перед зеркалом.) Говорят, я пополнела... и неправда! Ничуть!” Последними фразами Чехов подчёркивает акт самолюбования: Наташе хорошо в образе “мамочки”, она сама собой страшно гордится. Фразу “Я ж мать!” она не произносит перед зеркалом только потому, что данный неологизм ещё не появился на свет.

Интересную реплику в адрес Наташи, которая проходит со свечой из правой двери в левую, бросает средняя из золовок, замужняя Маша: “Она ходит так, как будто ОНА подожгла”. Что в этой фразе? Ещё одна яркая характеристика Наташи - её гордость (пополам со злорадством) что ИХ дом уцелел от пожара. Помните, как в предыдущем действии она по-хозяйски ходила по дому: “...Смотрю, огня нет ли... Теперь масленица, прислуга сама не своя, гляди да гляди, чтоб чего не вышло. Вчера в полность прохожу через столовую, там свеча горит. Кто зажёг, так и не добилась толку...” Вышколив прислугу, чтобы “нигде лишнего не горело” теперь, когда пожар охватил город, она УВЕРЕНА, что это она своей предусмотрительностью отвела беду от дома. Её не трогает судьба погорельцев: “...Нам говорят, поскорее нужно составить общество для помощи погорельцев. Что ж? Прекрасная мысль. Вообще нужно помогать бедным людям, это обязанность богатых...” Она не спешит расставаться с любимыми платьями, как Ольга, не снимает с себя последнюю рубаху - пусть снимет кто-то другой. Она НИКОМУ НИЧЕМ не обязана. Вот ей обязаны все и вся - онажмать!

Апогея достигает образ Наташи в четвёртом действии. Любовник Протопопов легализован: стараниями Наташи он принял её мужа Андрея в земство, и теперь посещает их семейство на “законных” основаниях. Наташа развлекает Протопопова как великосветская кокотка: играет ему на рояле, пока муж гуляет с коляской в саду. Опять любимая маска “волнения за детей”: “...Кто здесь разговаривает так громко? Это ты, Андрюша? Софочку разбудишь. (Рассердившись) Не шумите, Софи уже спит. Вы - медведь”, (золовке Ирине): “Сколько хлопот с детьми!”. Но на самом деле дети входят в её интересы в последнюю очередь: “...Если хочешь разговаривать, то отдай колясочку с ребёнком кому-нибудь другому, - говорит она мужу, - Ферапонт, возьми у барина колясочку!”

На илююстрации с колясочкой - Андрей
На илююстрации с колясочкой - Андрей

Доверить ребёнку старику-сторожу из Земской управы, это, конечно, верх любви. Впрочем, она готова доверить маленькую дочь даже... любовнику Протопопову. Закрадывается сомнение: такой ли уж посторонний человек этому ребёнку предстедатель земской управы? Очень заковыристые отношения в этом семействе. И опять, опять, Наташа присаживается на своего любимого конька, чтобы отжать у законных наследниц “неохваченные хозяйским взглядом” территории: “... (золовке Ирине) Я к тебе привыкла, и расстаться с тобой , ты думаешь мне будет легко? В твою комнату я велю переселить Андрея с его скрипкой - пусть там пилит! - а в его комнату мы поместим Софочку. Дивный, чудный ребёнок! Что за девчурка! Сегодня она посмотрела на меня такими глазами и - “мама”! Значит, завтра я уже одна тут. (Вздыхает) Велю прежде всего срубить эту еловую аллею, потом вот это клён... По вечерам он такой некрасивый... И тут везде я велю понасажать цветочков, цветочков, и будет запах...”

Чехов подчёркивает деградацию Наташи её отвратительным говором, “смеси французского с нижегородским”. Если во втором действии её замечания Маше по-французски заставляет барона Тузенбаха сдерживать смех, то сейчас своим кривлянием она ещё больше себя обмещанивает.

Её появление в пьесе заканчивается излюбленными придирками к прислуге: “ (Строго) Зачем здесь на скамье валяется вилка? (Проходя в дом, горничной) Зачем здесь на скамье валяется вилка, я спрашиваю? (Кричит) Молчать!”

“Разошлась”! - резюмирует Кулыгин все дальнейшие действия, и я бы сказала, всю дальнейшую семейную жизнь героини, которую нам даже не обязательно видеть, чтобы представить. “Разошлась”, подгребла всё под себя. Хозяйка! Госпожа!

Как мог Андрей так сильно в Наташе ошибиться? Ведь никто, даже сестра, не верит в его чувства: “Андрей не влюблён - я не допускаю, всё-таки у него вкус есть, а просто он так, дразнит нас, дурачится”, - говорит о его “странном выборе” Маша. Андрей и сам, в отличие от других влюблённых героев, не знает, “за что зацепиться”: “...За что, за что я полюбил Вас, когда полюбил - о, ничего не понимаю! Дорогая моя, хорошая, чистая... Я Вас люблю, люблю... как никого никогда”? Разве что Наташа молода (”к несчастью, молодость - это недостаток, который быстро проходит”).

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Андрей глубоко неудовлетворён браком: “жена меня не понимает...”, “жениться не нужно... потому что скучно.” Рядом с Наташей он сам обмещанился и опошлился, не замечает (или не хочет замечать?) её измен и повторяет, как мантру: “ Жена есть жена. Она честная (!), порядочная (!), добрая (!!!).” Что это - попытка выгородить Наташу? Или не показаться в глазах окружающих беспросветным дураком? Андерй, конечно же, не дурак, он протрезвел от любви и понял, что в Наташе “...есть при всём том нечто принижающее её до мелкого, слепого, этакого шершавого животного. Во всяком случае, она не человек...”. “Я люблю Наташу, - заключает он, - Это так, но иногда она кажется мне удивительно пошлой, и тогда я теряюсь, не понимаю, за что, отчего, я так люблю её или, по крайней мере, любил...”. Вот самая точная характеристика Натальи Ивановны, которая даже в любящих глазах не выглядит достойно. Почему бы ей и впрямь не выйти замуж за Протопопова, которому она явно ближе по духу”? Наверное, потому, что Протопопов - не генеральский сын. Всё, что делает эта женщина, направлено на её личный престиж (ради которого даже муж худеет) и выгоду (наследский дом! хозяйство!). Её образ, конечно, глубже и собирательнее, чем просто “Яжмать” - она в-самых главных алчная душонка и приспособленка.