Найти тему
Павел Черник

Остались только ворота

Сегодня проходя по улице Портовой города Калининграда, мимо продуктовых оптовых магазинов, авторынков и различных складов, можно увидеть необычное сооружение для этих мест, напоминающее чем то небольшой замок. Это Фридрихсбургские ворота, единственный сохранившейся объект бывшей крепости.

В 1657 году для охраны города на левом берегу реки Прегель была основана крепость Фридрихсбург. Это было четырёхугольное земляное сооружение, внутри которой в разное время находились: комендатура, казармы, амбары, гауптвахты, тюрьма, а так же церковь и хлебопекарня. В общем, крепость имела всё необходимое для самостоятельного существования и обороны города. Проект крепости разработал прусский инженер и математик Христиан Оттер, который так же изобрёл голландскую систему постройки крепостей, особенность которой состояла в окружении вальных укреплений широким водным рвом. Если посмотреть на крепость с высоты птичьего полёта, то она имела форму семилучевой звезды, но в начале XIX века из-за оползней крепость приобрела очертания четырёхлучевой звезды.

-2

Через сто лет крепость пришла в запущенное состояние, поэтому правительство Германской империи приняло решение исключить оборонительные сооружения из фортификационной системы города. Форт Фридрихсбург был передан управлению Имперской железной дороги за 8,5 млн. марок компенсации. В 1916 году основная часть его сооружений была разобрана, сохранились только ворота и казарма. Валы форта были изрыты, а рвы засыпаны. На остальной территории устроили грузовую станцию и проложили железнодорожные пути. Ворота уцелели только благодаря решению бургомистра Кёнигсберга сохранить их как памятник архитектуры и использовались они как офис грузовой станции Имперской железной дороги.

-3

Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года, ворота значительно были разрушены. После войны на территории располагалось автотранспортное предприятие, а сами ворота были приспособлены под автомастерскую. Только в 1960 году Фридрихсбургские ворота получили статус памятника архитектуры и взяты под государственную охрану, а в 2002 году получил статус объекта культурного наследия федерального значения. В 90-ые при помощи культурно-исторического центра «Пруссия» здание было законсервировано, а уже в 2007 году ворота были переданы Музею Мирового океана. После начались работы по реставрации, которые продолжались до 2011 года и израсходовано на это было порядка 20 млн. рублей. Сегодня здесь располагается историко-культурный центр «Корабельное воскресение».

-4

Сейчас в восстановленных стенах ворот представлена экспозиция посвященная кораблестроению и визитам Петра I в Кёнигсберг. По моим подсчетам Пётр посещал город порядка 8 раз. В самой Фридрихсбургской крепости царь изучал оборонное дело, по образцу которой были построены форты и в Петербурге.

На заднем фоне как-раз видно промышленное строение и слышен рабочий шум
На заднем фоне как-раз видно промышленное строение и слышен рабочий шум
-6

Для тех кто интересуется историей кораблестроения посещение обязательно, но я особо останавливаться на этом не буду.

-7
-8

На мой взгляд реставрацию выполнили очень здорово. Очистили фасад от штукатурки, которую нанесли ещё в 60-ые и переложили полы из кирпича как было при немцах.

-9

Очень хорошо видно разницу между старым и новым кирпичом. Со слов работников музея, так было сделано специально чтобы было видно, какая часть отреставрирована и восстановлена, а какая – не тронута.

-10

Ну и куда же без котиков.

-11
-12

Мне кажется многие не понимают, что этим воротам больше 350 лет. Стены хранят такую историю, которая не во всех книгах написана. И это большое чудо, что такая история сохранена в Калининграде.