Дарт Вейдер, в девичестве Энакин Скайуокер - один из самых узнаваемых персонажей современной кинофантастики. Опознается мгновенно, с первого взгляда, даже тем человеком, который еще в восьмидесятых случайно увидел один из эпизодов - и более не только "Звездными войнами", но и фантастикой вообще не интересовался.
Это и неудивительно. При создании киносаги его образ был проработан чрезвычайно тщательно. Он должен был выдавать четко определенную ассоциацию "враг" - для большей запоминаемости, а в конечном итоге - для популярности.
Сочинить что-то новое "на месте", из головы, чрезвычайно трудно. Плюс - необходимость создать у зрителя четкую ассоциацию с агрессором, злодеем, противником всего прогрессивного человечества. Поэтому при создании шлема и маски Дарта Вейдера Роберт МакУорри - руководитель дизайнерской студии, Джон Молло - непосредственный автор дизайна шлема Вейдера, и сам Джордж Лукас делали ставку на образы немецкого солдата и японского самурая - как основных противников США во Второй Мировой войне. Первый фильм саги вышел в 1977 году, и война была еще свежа в памяти людей...
Исторические прототипы
Шлем Дарта Вейдера (единственная съемная деталь его костюма по сюжету, кстати) - это отсылка к сразу двум вполне реальным шлемам: штальхельму солдат Вермахта и дзунари-кабуто самураев Страны Восходящего Солнца.
С дзунари-кабуто (в переводе с японского "шлем по форме головы") шлем Темного Лорда роднит специфическая форма тульи и назатыльника. Это не истинный дзунари-кабуто и, разумеется, не реконструкция. Но это - легко узнаваемая на подсознательном уровне стилизация, а фильмы про самураев в США тех лет были в большой моде...
Вот вам, пожалуйста:
Как и на истинном дзунари, на шлеме Вейдера выделяется центральная пластина, идущая от лба к затылку. Только у ситха она редуцирована и превращена в гребень, а сам шлем на самом деле монолитный (дзунари - трех- или четырехчастевой). Кроме того, у обоих этих шлемов есть небольшой козырек над бровями, сформированный чуть отогнутым налобником. Завершает характерный образ широкий назатыльник, полукругом обхватывающий голову - у шлема Вейдера монолитный, у самурайского - ламинарный, из нескольких горизонтальных пластин.
Кроме того, шлем несчастного Скайуокера - это еще и отсылка к каскам немецких солдат Второй Мировой - знаменитым штальхельмам.
С ними его роднит характерная полукруглая форма купола шлема и назатыльник, прикрывающий уши. На шлеме Дарта Вейдера он просто был удлинен и больше "прижат" к голове. Кстати, ранний концепт шлема Темного Лорда был иным. Он предполагал зауженную, конусовидную тулью, ниже опущенные надбровья и расширенный назатыльник, таким образом более походя на оголовье японского, чем немецкого воина. "Вермахтовидным" его сделали специально.
Знаменитая маска Дарта Вейдера (кстати, по канону она впивалась иглами ему в лицо, подавая необходимые для жизни препараты) - это разновидность японского "забрала" мэнгу, подтип сомэн. Дзунари-кабуто на фото выше укомплектован полумаской мэмпо, которая не прикрывает верхнюю часть лица - а сомэн прикрывает, вот и вся разница...))
На фото выше - другой тип шлема (судзи-кабуто, с вертикальными ребрами), но общие очертания сохранены.
Вейдеру встроили в маску дыхательный аппарат. Дышать самостоятельно Энакин Скайуокер после ран, полученных на Мустафаре в результате дуэли со своим учителем, был практически не в состоянии. "Практически" - это значит что мог, но очень недолго. Не мог он, если верить канону, даже задержать дыхание, поскольку автоматика работала бесперебойно и независимо от мозга.
Кстати, знаменитое хриплое дыхание, "вишенка на торте" всего образа, записал аквалангист Бен Бёртт, который "отрабатывал" его в специальной маске от акваланга. По изначальному концепту во время разговора Вейдер должен был посвистывать и щелкать, как медицинские приборы в палате реанимации того времени, но от этой идеи отказались - выглядит дурацки, да и отвлекает зрителя.