Подборка моделей поведения учителей, подходов, методов работы в классе и навыков, которые отвечают критериям четкости, осуществимости и связаны с достижением результатов учащимися. Учителя должны четко понимать, почему, когда и как каждая из этих практик может быть эффективной, и как их использовать таким образом, чтобы это было оптимальным для содействия обучению учащихся.
Все эти "эффективные методы" могут быть интерпретированы по-разному. Все они могут быть сделаны хорошо или плохо. Все они могут быть неуместны в одних контекстах, а в других - уместны. По этим причинам может оказаться непродуктивным или даже вредным обращаться с ними так, как если бы их смысл был единственно верным или использовать их в качестве волшебного рецепта или формулы. Тем не менее, все они подкрепляются убедительными доказательствами положительного воздействия на обучение студентов, поэтому их можно рассматривать как пример, по крайней мере, "начального набора" для контроля эффективности педагогики.
Концептуальные основы преподавания Дэниелсона
1. Планирование и подготовка
a. Демонстрация знаний о содержании предмета и педагогики в целом
b. Демонстрация знаний студентов
c. Определение результатов инструктажа
d. Демонстрация знаний о ресурсах
e. Проектирование согласованной инструкции
f. Проектирование оценки успеваемости учащихся
2. Условия в классе
a. Создание среды, в которой царит уважение и взаимопонимание
b. Создание культуры обучения
c. Управление учебными процедурами в классе
d. Управление поведением учащихся
e. Организация физического пространства
3. Инструкция
a. Общение со студентами
b. Использование методов опроса и обсуждения
c. Привлечение студентов к обучению
d. Использование инструкции по проведению оценки
e. Демонстрация гибкости и быстроты реагирования
4. Профессиональные обязанности
a. Размышления о преподавании
b. Ведение точных записей
c. Общение с семьями
d. Участие в профессиональном сообществе
e. Рост и профессиональное развитие
f. Проявление профессионализма
Система внутренней оценки в классе
Система оценки результатов классных наблюдений, которая определяет три основные области и ряд измерений в каждой из них.
Эмоциональная поддержка
- Атмосфера в классе (позитивная и негативная) - теплота, уважение, удовольствие, энтузиазм.
- Чувствительность учителя к потребностям учащихся
- Уважение взглядов студентов - уважение их автономии, интересов, мотивации.
Организация учебного процесса
- Управление поведением (Учет производительности, управление временем, максимальное использование возможностей для обучения)
- Инструктивные форматы обучения (Мероприятия, обеспечивающие максимальное вовлечение в процесс обучения)
Инструктивная поддержка
- Разработка концепции (Ориентация на мышление более высокого порядка)
- Качество обратной связи (Моделирование языка - анкетирование, расширение используемой лексики)
Принципы обучения Розеншайна
Розеншайн подвел итоги по меньшей мере 40-летних исследований по эффективному обучению с ключевым набором принципов, которые максимизируют его воздействие. Отправной точкой для этой фактологической базы является набор корреляционных исследований, связывающих конкретное наблюдаемое поведение классного руководителя с более высокими результатами обучения. По каждому из этих принципов имеются также экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что попытки обучить учителей таким формам поведения могут привести к изменению поведения учителей и улучшению результатов обучения.
В общих чертах десять принципов таковы:
1. Начать урок с краткого обзора предыдущего обучения.
2. Презентация нового материала в виде небольших шагов, с последующей практикой студента после каждого шага.
3. Задать большое количество вопросов и проверить ответы всех учеников
4. Предоставить модели решения проблем и примеры их работы
5. Дать руководство студентам о применении знаний на практике
6. Проверить, понимают ли все учащийся
7. Получить высокий процент успеха
8. Обеспечить пространство для выполнения сложных задач
9. Требовать и контролировать использование знаний на практике
10. Привлечение студентов к еженедельным и ежемесячным обзорам
Динамическая модель эффективности образования
Огромный объем исследований в рамках традиции эффективности образования сосредоточен на характеристиках школ и учителей, которые ассоциируются с высокими достижениями в обучении. Значительная часть фактических данных носит корреляционный, перекрестный характер и не имеет прочной теоретической базы. Однако динамическая модель эмпирически обоснована, достаточно четко определена, прошла значительные испытания и верификацию.
Эта модель определяет 21 конкретную практику проверки преподавания, сгруппированную по восьми разделам.
1) Ориентация
a) Постановка целей, для достижения которых определенная задача/урок/ серия уроков заменяют друг друга
b) Попросить учащихся определить причину, по которой выполняется какое-либо задание на уроке.
2) Структурирование
a) Начинать с обзора целей и (или) пересмотра задач
b) Изложение содержания и сигнализация перехода от одной части урока к другой.
c) Привлечение внимания к основным идеям и их анализ.
3) Опрос
a) Начинается с обзора целей и (или) пересмотра задач
b) Изложение содержания и сигнализация перехода от одной части урока к другой.
c) Привлечение внимания к основным идеям и их анализ.
4) Моделирование
a) Поощрение учащихся к использованию стратегий решения проблем, предложенных учителем или другими одноклассниками
b) Приглашение учащихся к разработке стратегий
c) Продвижение идеи моделирования
5) Применение
a) Использование рабочего места или работы в небольших группах для обеспечения необходимой практики
b) Использование прикладных задач в качестве отправной точки для следующего этапа преподавания и обучения.
6) Классная комната как учебная среда
a) Формирование поведения в процессе выполнения заданий посредством поощряемых ими взаимодействий (т.е. взаимодействия между учителем, учащимся и студентом и студентом)
b) Борьба с беспорядками в классе и студенческой конкуренцией посредством установления правил, убеждения учащихся уважать их и использования правил.
7) Управление временем
a) Организация учебной обстановки в классе
b) Максимальное увеличение интенсивности боевых действий.
8) Оценка
a) использование соответствующих методов для сбора данных о знаниях и навыках учащихся
b) Анализ данных с целью выявления потребностей учащихся и представления результатов учащимся и их родителям.
c) Учителя оценивают свои собственные методы работы.
Нет идеально правильной методики оценки эффективности преподавания, но на основе данных примеров, можно попытаться вывести ту, что подходить вашему учебному заведению и условиям, в которых вы находитесь.