Часто приходится слышать, что современная музыка (не вся, популярная) скатилась в примитив. И я склонен согласиться с такой точкой зрения. Вокал с автотюном, избитые ритмики и аранжировочные решения, порой отвратные звуки – всем этим ныне грешит поп-музыка. Чтобы как-то компенсировать несостоятельность музыки в ход идут другие приемы – вызывающий текст и яркая картинка в виде клипа. Последние годы со всех щелей мы слышим однообразный трэп, однообразный кастрированный хаус, а пресловутый кальянный рэп вообще можно применять в качестве психологического оружия.
Но ведь подобное явление случилось не в первый раз. И в истории российской музыкальной индустрии есть время, которое по уровню примитивности может посоревноваться с современностью – это эпоха горбачевской Перестройки.
Я понимаю, что своими размышлениями могу навлечь гнев со стороны большинства пользователей Дзена, но постараюсь обосновать свое мнение.
Что для меня качественная музыка? Это красивые гармонии, аккорды, вокал, который грамотно все это дополняет, ритм, интересные и нетривиальные аранжировки, умелый подбор инструментов и их сочетаемость.
До 80-х годов в официальном медиа-поле была качественная музыка, созданная профессионалами. Однако цензура не давала им особо раскрутиться. Настало время, и молодежи наскучило слушать песни о природе, Солнце и птичках, захотелось чего-то более резкого. В середине 80-х открылись шлюзы, и наружу хлынул поток из бесконечных рок-групп, чьи члены не всегда умели играть и еще реже умели петь. Зато в их текстах был протест и борьба с системой. К ним добавились доморощенные синти-поп проекты вроде «Миража» и «Ласкового Мая», имевшие по составу в каждом городе страны. Про их однообразную компьютеризированную музыку с отвратными синтезаторными звучками и лупами даже говорить нечего. Такое сейчас способен написать любой школьник, немного изучивший Фрути Лупс.
Можно сказать, что все это был очередной виток извечного противостояния детей с отцами. Первые своей нарочитой небрежностью противостояли правильности вторых. Но этот довод не принимается. Просто послушайте западных рокеров, фанк- и ритм энд блюз исполнителей, которые тоже выражали свой протест. Но они при этом умели создать в песнях грув и качественное звучание, тщательно прорабатывая материал.
Могу привести пару примеров перспективных исполнителей, которых изменила Перестройка и извращенные музыкальные вкусы публики.
Кино. Легендарный ленинградский коллектив начинал многообещающе. Несмотря на кустарное звучание первых альбомов и скромные вокальные возможности Виктора Цоя, в песнях группы прослеживалась мысль, «Кино» звучало свежо и грувово. На одном из первых альбомов группы даже оставил свой след известный джазмен Юрий Бутман. А барабанщик Георгий Гурьянов очень высоко оценивал материал альбома «Это не любовь», считая его достаточно модным. Но затем, в 1987 году пойдя на поводу у публики, Цой решил сменить репертуар и начал исполнять одномерную гитарную трехаккордную музыку таким же одномерным голосом. Эти песни и принесли группе «Кино» славу.
Игорь Тальков. В начале Перестройки тоже исполнял интересные с точки зрения музыки песни (например, «У твоего окна», «Самый лучший день»), но затем также скатился в примитив. Мало того что пострадала музыка, так Игорь Владимирович превратил свое творчество в топорное обличение советского строя, в то время и без того уже прогнившего. Под конец своего творчества (и жизни) Тальков разве что не посылал СССР матом.
Есть и обратный пример. Это группа Наутилус Помпилиус. Первые их альбомы звучат довольно-таки наивно, спасают ситуацию великолепные саксофонные соло Могилевского и замечательные стихи Ильи Кормильцева. При этом довольно-таки часто Наутилус грешил неуместным и громким использованием синтезаторов. При всех имеющихся плюсах от Нау веяло ресторанщиной. Такое звучание было популярно. Забавно, что затем, когда в начале 90-х Бутусов перешел на действительно качественное звучание и записал достойный даже по западным меркам альбом «Наугад», этого почти никто не заметил, а немногие услышавшие были недовольны. Подливало масло в огонь и желание Вячеслава Геннадьевича откреститься от прошлого и перестать исполнять старые хиты вроде «Я хочу быть с тобой».
Но при этом качественная музыка была. Чуть углубившись в эту тему, я понял, что достойные вещи выходили у многих исполнителей – например, у Ларисы Долиной, Михаила Боярского, Натальи Нурмухамедовой. Эти исполнители являлись профессионалами, получили качественное (некоторые даже джазовое) образование и понимали, что они делают.
Известный блогер и журналист Максим Кононенко как-то заявил, что уровень отечественной музыки в Перестройку откатился до уровня Македонии. Я не согласен. Если взглянуть на ситуацию шире, а не циклиться на Миражах и прочих Комиссарах, то можно заметить, что мы были если не на американском уровне, то на французском точно. Был у нас свой качественный рок, и джаз, и фанк, и диско, начал наклевываться рэп.
Можно, конечно, посетовать, что в Перестройку не было Интернета. Но когда я вижу, как дети тех, кто слушал 30 лет назад Ласковый май, слушают в век Интернета с его безграничными возможностями «Алкоголичку» или «Грустный дэнс», все становится понятно.