“В этом году нам особенно полюбилась козлятина. Я по-новому оценила все достоинства этого вида мяса и преимущества выращивания козликов. Так получилось, что с прошлого года у нас остался козлик. В конце мая запасы мяса в морозилке иссякли. Кроме того, начинался выпас. У меня было на тот момент 6 дойных козочек, каждой нужны были кол и цепь. Всякое лишнее животное - дополнительные проблемы. Да и по своему прямому назначению козел был уже не востребован. Козочки все успешно доились, и покрывать я их раньше осени не планировала. Было принято решение пустить его на мясо, и мы забили его в конце мая.
Это был взрослый, крупный козел. Звали его Сигизмунд. Бесконечно ласковое и понятливое животное. Расставание с ним для меня было тяжелым моментом. Но я утешала и всякий раз утешаю себя тем, что мои домашние животные пришли в этот мир, чтобы служить благородной цели кормления людей. Таково их предназначение. Я люблю всех моих животных, всеми силами стараюсь окружить их заботой и сделать их недолгую жизнь сытной и теплой.
Несмотря на то, что козлу был год и три месяца, вопреки бытующему в интернете мнению, мясо было вкуснейшим, сочным и ароматным. Косточки порубили, филе я обрезала, но и на косточках оставила приличные кусочки. Все филе пропустила через мясорубку, и получился прекрасный однородный фарш, чтобы не заморачиваться с тушениями. До середины лета мы ели нежнейшие сладковатые супчики из козлятины и кушали котлеты. И не только. Просто разжарить слегка размороженный фарш с лучком и перемешать с макарошками или гречкой, да с тем же рисом или потушить с капусткой, не говоря уже про картошечку – прекрасное решение на ужин что называется за полчаса. Основу для первого я всегда готовлю в пароварке под давлением, и мясо от косточек отделяется легко, потом обжариваю его с лучком и возвращаю в процеженный бульон. Сколько ели, ни у кого, даже у самых младших, ни разу не возникло проблем с разжевыванием. Про вонючий запах – миф мифов! Если животное до забоя было здоровое и содержалось в чистоте, то мясо от такого животного будет пахнуть мясом, и источать аппетитный аромат!
Внутренний жир действительно имел неприятный запах, и весь ушел в каши к поросятам.
В августе я приболела. И на коз начались гонения! Старший сын, который подменил меня на подворье, их конкретно забраковал и саботировал дойку. Две козы Нюша и Лера (мама и дочка) изначально отличались удобным в дойке выменем и давали основной объем молока. 4 козы молока давали немного, доились ужасно, то вымя огромное, а сосочки крохотные, не ухватишь, то тугое - не выдавишь. Но я к ним приспособилась, под девизом: «Каких Господь послал, тем и рады», ибо молоко в большой семье лишним не бывает, даже если его и немного, а других коз у меня не было.
Мои дети, которым к августу прилично поднадоело резать траву в огороде и носить мешками на подворье, проявили завидную обеспокоенность о моем самочувствии, и, воспользовавшись моментом, настаивали перевести всех коз. Но на всех я согласия не дала, и было принято решение оставить только Нюшу и Леру, а четверых отправить на мясо. И снова мясо превзошло наши ожидания. Во-первых, мяса было много. В виде полуфабрикатов (пакетов с филе и суповых наборов) получилось чуть более 70 кг. Во-вторых, нежное, вкусное, нежирное. Полтора месяца, до двадцатого сентября, у меня не болела голова, что готовить и из чего.
Этой зимой с Рождества до Крещения мои шестеро коз окотили десяток козлят. Дома мы смогли их выдержать всего две недели. Пока они жили с нами, мы сутками поили их из бутылочек молоком. Детям была забава. Но потом пришлось их переселить в сарай, потому что повсеместные лужи начали сводить с ума. А в сарае с кормежкой стало туго. Там они кормились не чаще трех раз в день, а то и реже. Я забегала к ним, когда было время. Но бывало и так, что заваливало работой, и было, что называется, не до них. Коз уже было шестеро, наращивать их количество я не планировала.
Как бы изначально увлечение сельским хозяйством считается моим хобби, и периодически старшие домочадцы включают шарманку на тему «Когда же это кончится? Жили - не тужили? За что ж такое испытание? Зачем тебе это надо?» Поэтому и размахнулась бы рука, и развернулось бы плечо, но необъятное не объять! Да и сарай не резиновый.
Моя соседка мне сразу сказала: «Что с ними, с этими козлятами, возиться – одна морока, только молоко на них переводить, выбрось на мороз и не трать силы. Толку-то – мясо никакое, вонючее. Ладно бы козочки были нужны, так их уже шестеро, куда больше. Только корма будут жрать, а растить их смысла нет».
К приходу тепла осталось шестеро козлят. Сена не было. Козы всю зиму ели свекольный жом и зерно. А козлята, что могли, то и ели. Фактически росли как бурьян. По весне с выпасом было проблемно. Кругом огороды. Коз если пасти, то только на привязи. Пока всех на луг выгонишь, да еще и привяжешь, можно с ума сойти, или гнать по две-три. Поняли, что это нереально. Соорудили козлятам открытый загон с небольшим навесом на заднем дворе. Там они и жили все лето. Козы жили на погребе – излюбленное их место, потому что с погреба они легко перепрыгивали на крышу сарая и возвышались, как на скале. А если припекало солнце, то прятались за сараем в тени деревьев соседского сада. Козам носили траву с огорода. А козлятам, если и перепадало, то совсем немного. Мне казалось, что они как поднялись у нас дома, так больше и не растут. Но к сентябрю неожиданно все шестеро превратились во взрослых козлов и козочек.
Мы – любители свинины. Были. А теперь я даже и не знаю, какое мясо я люблю больше. Ну, уж во всяком случае – не курятину. С этими бройлерами столько возни! И пропаивать их нужно витаминами, и антибиотики им нужно по схеме вливать! И комбикорм дорогущий нужен, и чтобы сухо было. И чтобы лампа грела, и не дай Бог, где какой сквозняк. И крапиву им режь, и лук им давай. И глаз да глаз, чтоб попки себе не расклевали. И все равно они умудрятся выскочить и чего-нибудь да подхватить. А если все же удается их вырастить, то чтобы их перебить, общипать и разделать, нужно возиться-возиться, не перевозиться. Даже если за раз трех кур забьешь, то не меньше двух часов уйдет, чтобы они стали мясом, пригодным к кулинарной обработке. И сколько там того мяса! На семерых шесть ног и три грудки, ну пусть еще шесть крыльев. Нечего есть! Как сказала моя соседка про курицу: Хоть корми ее сто лет, все равно один обед!
В этом смысле козлятина – прекрасная альтернатива, которая почему-то незаслуженно обходится вниманием. Я весьма пожалела, что не всех козлят подняла. Резать их мелкими – смысла нет. Те же куры получатся. А вот если выждать время месяцев семь-восемь, да дать им набраться мясом. То это чудесное решение обедов и ужинов на месяц – полтора. Три козлика – как хороший поросенок, только без сала и нежирный, диетический. Но поросенок при этом ест прилично, зерно ему нужно молоть, а то и запаривать. Не дашь ему сухого молока – прироста не жди, будет сидеть в одной поре и только кушать и кучи валять. Относительно дешевым овсом его не накормишь, он ему колется. Подавай ему дорогущие горох с кукурузой, жом свекольный, да жмых подсолнечника, траву ему пол мешка неси каждый день все лето! А уборки за ним сколько! Еще и кормушку под занавес непременно погрызет или боковину оторвет.
За то, как показал мой опыт этого года, козлятам нужен внимательный и режимный уход в первые два месяца, чтобы не дай Бог, не сорвать им желудки, и уберечь их от поноса. Потом про них можно забыть, держать на улице, один раз в день наливать им воду в ведро, и заполнять кормушку цельным овсом с ячменем. И никакого вам навоза, болезней и прочих неприятностей. И вырастет вкусное, полезное, и я считаю, самое дешевое мясо, как по затратам корма, так и по затратам времени.
Этого мяса хватит нашей семье до середины декабря, а может и дольше. А там и поросенок подрастет.
Сегодняшний осенний забой трех козликов по выходу мяса можно смело приравнять к 30 бройлерам. Но по качеству мяса, по себестоимости кормов и по трудозатратам бройлеры козликам и в подметки не годятся. Или применительно к копытным правильнее сказать «в подковки». Ибо, чтобы забить трех козлов, разделать и приготовить полуфабрикаты, от силы уйдет часов пять! А на 30 бройлеров нужно несколько дней положить. Так что козликам и вкуснейшей козлятине отныне и навеки – зеленая улица всюду и везде! На этом все!”