Во-первых, топ-менеджер должен сам решить, что ему это нужно. Во-вторых, давайте попробуем понять, почему не хочет. Говорит, что мало времени? Мы знаем, что для нежелания тысяча причин…
Попытайтесь понять, в чем истинная причина. Это может быть:
- Нежелание показать себя с неловкой стороны, оказаться не самым крутым перед теми, кто будет учиться вместе с ним.
- Непонимание необходимости. Все, чего нужно быть добиться, он уже добился – иначе не был бы сейчас в этом кресле.
- Неудачный опыт в прошлом.
- Недоверие к тренерам.
- Потеря азарта к борьбе за успех компании.
- Объективный отказ, он и без того постоянно занимается самообразованием.
В нашем постоянно меняющемся и неопределенном мире обучение необходимо – постоянно нужно пополнять знания и опыт. Никто не сомневается в необходимости освежать знания абсолютно каждому сотруднику компании. И все же аргументы отказа нужно учесть и действовать, отталкиваясь от них.
Выйти из зоны комфорта
Руководитель привык выполнять свои функции, в своей работе он чувствует себя как рыба в воде. Но обучение таким людям часто создает дискомфорт – иногда они боятся показаться смешными и считают себя слишком важными для подобных вещей. О таком случае рассказывает в своей книге генеральный директор Microsoft Сатья Наделла. Когда он однажды привел на совещание психолога, все присутствующие чувствовали себя скованно. Подробнее об этом случае можно почитать здесь. Однако, переступив через этот барьер, можно получить много пользы, а заодно и освободиться от стереотипов. Кстати книги и истории на эту тему могут вдохновить на перемены.
Если человеку некомфортно обучаться в группе, предложите индивидуальное обучение или коучинг. Убедитесь, что в группе, где может обучаться ваш руководитель, будут обучаться другие представители его уровня. Обратите его внимание на это.
Найти повод
Если руководитель не понимает, зачем ему это нужно – это самый сложный случай. Есть варианты решения:
- Отправить на обучение менеджеров среднего звена. Это подстегнет топа обучиться. Чтобы не пришлось управлять более продвинутыми подчиненными и говорить с ними на одном языке.
- Провести в компании ревизию соответствия компетенций. Прийти к решению повысить уровень всей компании. Боссу не захочется отставать.
- Лучше всего – создать в компании ценность обучения и атмосферу развития и совершенствования. Это вовлечет каждого, включая босса.
- Предложить руководителю проверить на себе качество курса, который компания собирается предложить всем менеджерам.
У каждого свой формат
Если у руководителя был неудачный опыт в прошлом, можно предложить другие форматы. Сосредоточить внимание на индивидуальном обучении, подчеркнуть опыт и рейтинг выбранного тренера.
Если руководитель не верит в качество обучения, подберите именитого тренера, который учил знаменитых людей, тех, кого уважает босс, или тех, о ком хорошо отзывались люди, которые для босса имеют авторитет.
Руководитель может просто не знать о существовании хороших тренеров. Нужно собрать о них информацию и грамотно ее презентовать. Нужно найти тренера, способного вдохновить. Каждому человеку приятно приобщиться к чему-то элитному и достойному. Если у вашего босса будет такой тренер – обучение будет для него настоящим подарком.
Кстати, он может искренне верить, что у него нет времени. У руководителя и правда обычно расписан каждый день на несколько недель вперед. Но если его удастся вдохновить, место для обучения обязательно найдется.
Если руководителю все надоело и он переживает период выгорания, лучше уговорить его сходить в отпуск и хорошо отдохнуть, прежде чем решать вопросы обучения.
И наконец, возможно ваш босс уже выбрал свой формат и занимается самообразованием. Тогда его достаточно обеспечить литературой по нужным темам.
И все же, какова цель обучения?
Важно понимать, с какой целью нужно обучение. Не может быть необходимости ради самой необходимости. Скорей всего, обучение способно решить определенные проблемы в компании. Нужно найти возможность указать на них и на обучение как решение проблемы.
Проблема может быть неявной. Например, все в компании давно могли привыкнуть к пятичасовым совещаниям и считать это нормальным. Но если обратить внимание на то, что люди перерабатывают, потому что не успевают между совещаниями поработать в рабочее время, и что есть методы, помогающие сделать совещания эффективнее, то обучение станет частью решения проблемы.
Секрет подачи
И как же без небольшого секрета. Руководителям почему-то очень не нравится слово «обучение». Они хотят получать новые знания и постоянно этим занимаются, но не хотят быть объектом обучения.
На их сознание намного лучше ложится слово «развитие». Еще лучше использовать английские варианты: executive development, executive education, executive training.
Еще одна хитрость. Руководители компаний часто неравнодушны к действиям конкурентов. Иногда намека о том, что конкуренты так делают, достаточно для недостающего толчка.
Важно помнить, что топ-менеджера компании невозможно уговорить или убедить – он решит обучаться только при наличии собственной внутренней мотивации.
Больше идей – в блоге ManGO! Games.