Найти тему
Игорь Анатольевич

Откровения Марата Гельмана в Вильнюсе на форуме "Свободной России".

Из открытых источников в сети Интернет.
Из открытых источников в сети Интернет.

А вы помните такого персонажа как Марат Гельман? Галерист такой весь передовой, я бы даже сказал, продвинутый. Любитель на выставках своих иконы топорами порубить, а потом сделать глаза как у Людвига Аристарховича из "Нашей Раши" и изображать удивление. А в промежутках между всяческими перформансами позаниматься политикой и показать власти фигу. Вот у него, вроде как, даже мозги стали на место становиться. Ну, как на место? Просто в реальность чтоли вернулся и решил, что все их затеи ни к чему в ближайшее время не приведут. Но, судите сами.

"Михаил Соколов: Член Постоянного комитета форума арт-менеджер Марат Гельман предлагает не недооценивать противника, по его мнению, власти научились проигрывать, а потом выигрывать. «Победа Навального длилась один день. Потом все было отыграно». В интервью Радио Свобода Марат Гельман объяснил свою позицию.

Марат, в вашем выступлении на форуме как-то не почувствовалось энтузиазма в связи с протестной активностью России, в связи с выборами в Мосгордуму. Почему вы как-то пессимистично настроены? Система-то начинает потрескивать.

Марат Гельман: Она, конечно, может, и потрескивает, но у меня как раз ощущение, что этот момент наш, который мы воспринимали как переходный момент, он будет долго длиться. Это был не пессимизм – это было обращение к моим коллегам, что надо все-таки думать о том, как жить в этот момент долго. Конечно, можно мечтать, писать программы, какой должна быть новая культурная политика когда-нибудь, когда сменится режим. Но мы решили, так как тюрьма сегодня снова стала частью обыденной жизни человеческой и, видимо, это будет надолго, то, может быть, полезнее поговорить о книгах, которые людям давать в тюрьмы. То есть это не пессимизм, наоборот, я хотел сказать о том, что в этом состоянии нам жить и нам заниматься культурой.

Михаил Соколов: Как можно создавать культурные инициативы, когда власть громит гражданское общество по всем фронтам?

Марат Гельман: Вот надо задать себе этот вопрос и действовать. Например, журнал «Афиша»: среди рубрик «Театр», «Кино», «Музеи» появилась рубрика «Суды». То есть это как некий новый способ досуга. В этом есть глубокий смысл, когда ты приходишь на суд, ты поддерживаешь таким образом человека, которого осуждают. То же самое, когда ты формируешь библиотечку для человека, который идет в тюрьму, ты говоришь о том, что чтение – это подспудная работа. Дело в том, что очень точно отметил Саша Гаврилов, что сегодня книгоиздание – это самая свободная сфера в России.

Михаил Соколов: Не надо им подсказывать.

Марат Гельман: Ее очень трудно контролировать, она вроде выглядит как маргинальная. Медиа контролируются, в интернете сидят, казалось бы, самые свободные, но в интернете сидят спецслужбы, им как раз очень легко их контролировать с помощью поисковых машин, что бы ты ни сказал. А вот контролировать издательский процесс, когда тысячи маленьких издательств, которые издают по 500 экземпляров издания, это крайне сложно для них. Получилось так, что книги сегодня или мало читают, начальство не умеет читать книжки, поэтому мы говорим о том, что формирование библиотечки для человека, который попал в тюрьму, – это один из способов культурной работы в таких условиях. В то же время делать выставки, то есть делать какие-то независимые площадки. Да, это не телевидение с огромным эфиром, но они могут сыграть какую-то свою важную роль.

Михаил Соколов: Роль художника, вы говорили об одиночках, что одиночка может что-то сделать важное, что он может сделать?

Марат Гельман: Надо быть художником и задать себе этот вопрос, начинать делать. Мы можем изучать только уже сделанное. Сегодня была панель, которая была посвящена, так как 30 лет назад Берлинская стена, освобождение от советской оккупации стран Восточной Европы. В Праге ситуация была очень интересная. Когда уже вроде и Горбачев все сказал, все уже было можно, но страх перед армией советской, которая может ввести войска, останавливал новую «пражскую революцию». Символом этого страха был памятник, который был в центре города, советский танк стоял на постаменте. И однажды ночью Дэвид Черны, пражский художник с товарищами покрасил этот танк в розовый цвет. На следующий день все поняли, что ничего не случилось, можно не бояться. И вот произошла вторая «пражская революция». Я хочу сказать, что до Pussy Riot тысячи людей сажали по надуманным предлогам, политических заключенных, никто этого не видел, не знал и так далее. Вот надо было, чтобы был суд над Pussy Riot, к которому было привлечено огромное внимание со всего мира, чтобы люди увидели, в том числе и в России, что нет никакого правосудия в стране. То есть задача художника, по крайней мере, показать. Раньше очень часто даже люди вполне искренние, симпатичные люди, которые стоят на стороне добра, всегда говорили: ну, надо судиться. Теперь уже никто так не говорит, всем видно, что нет никакого суда, что апеллировать к этому невозможно. Поэтому художник сам принимает на себя миссию, что он должен сделать.

Группа «Война» показала нам 8 лет тому назад, что власть – это не Путин, а полицейские на улице. Мы это все понимаем сейчас, когда видим эти кадры, как полицейские, росгвардейцы избивают людей, но они это поняли до этого. И это была очень важная функция, такое предупреждение. Второе: они показали, что минуты бесстрашия – это и есть те фантастические, это наслаждение. Когда нам будет 80–90 лет, мы будем вспоминать свою жизнь, то эти минуты мы будем вспоминать как наиболее ценные. И это очень важно, когда власть выбрала стратегию запугивания людей, показать, что ничего не бояться – это и есть свобода, ничего не бояться – это и быть человеком. Группа «Война» таким образом воспитала молодых людей, которые действительно смеются над этими страхами, идут под эти дубинки, идут в эти автозаки, поют в этих автозаках песни. Это все в каком-то смысле дети этих художников.

Михаил Соколов: Как вы считаете, все-таки какая концепция верная: Запад нам поможет, о которой говорит Каспаров, мы сплотимся, объясним, что тут тоталитаризм в России, и он нам поможет, как Рейган помог? Или мы сами себе поможем через выборы, демонстрации, еще что-то?

Марат Гельман: К сожалению, трудность этого форума заключается в том, что надежд на то, что Запад нам поможет, все меньше и меньше. То есть побеждает некая концепция, которая относит Россию к такому евразийству. Если раньше ты все чаще, почти всегда разговор был о том, что все-таки русские – это европейцы, Россия – это Европа, она просто повернула не туда, надо помочь стране стать частью цивилизованного мира, то сегодня все чаще говорят, как и про Китай, что это особый мир с особым своим укладом. Главная задача, чтобы этот мир не вылезал за пределы собственных границ, а все остальное оставим. Это трудность этого форума, она заключается именно в том, что он, с одной стороны, проходит в тот момент, когда надежды на Запад все меньше и меньше, а с другой стороны, на фоне того, что надежд на изменения изнутри быстрых просто уже нет, не осталось. С моей точки зрения, есть третья концепция, эта концепция связана с тем, что власть сама себя разрушит. Я принадлежу к третьему лагерю, который считает, что сегодня власть совершает огромное количество ошибок, более того, она обречена на эти ошибки, потому что все меньше компетентных людей сотрудничают с властью. В конце концов она сама себя разрушит.

Михаил Соколов: Сидеть на холме и ждать?

Марат Гельман: Нет, почему? Заниматься подспудно работой, издавать и читать книжки, заниматься образованием. Уезжать за границу, получать новые компетенции. Например, я свою миссию вижу как – становиться мостиком между русской культурой и европейской. Существует много важных дел, которые надо делать, пока власть делает свою работу по разрушению самой себя."

Вот такой план у нашего галериста. Вот поэтому они и лезут к молодежи со своим перформансами, лекциями типо культурными, книжки издают чуть ли не подпольно нужной им тематики.

Единственное, что меня радует как они свободно и спокойно об этом рассказывают. Какие-то не всамделишные революционеры! Я бы даже сказал фейковые. Или они специально нарываются?

Прошу Вас, дорогие подписчики и гости моего канала, проявлять уважение друг к другу, не использовать в комментариях нецензурные слова и воздерживаться от оскорблений и провокаций.

Комментарии с нецензурной бранью и унижающие человеческое достоинство будут удалены. Любителям в комментариях накидать кучу мемчиков с провокационным содержанием просьба даже не пытаться это делать. Будете однозначно заблокированы.

Если Вас заинтересовал канал, то предлагаю подписаться и поставить лайк)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Вильнюс
1813 интересуются