Найти в Дзене
Мир кораблей

Никогда не называй меня героем

Эта небольшая часть из мемуаров Нормана «Дасти» Клейса, пилота 6-й разведывательной эскадрильи авианосца «Энтерпрайз», посвященная сражению у атолла Мидуэй.

Подробнее о битве за Мидуэй можно прочитать в нашей статье. (ссылка сюда)

Я служил в 6-й разведывательной эскадрильи (Scout Squadron Six или VS-6) базирующийся на авианосце «Энтерпрайз» (CV-6). В то время на вооружении разведывательных и бомбардировочных палубных эскадрилий авианосцев стояли пикирующие бомбардировщики Дуглас SBD «Даунтлесс». Обычно мы стартовали одними из первых с корабля, наша эскадрилья размещалась ближе всех к краю полётной палубы. Дистанция разбега для взлёта составляла примерно 90 метров, обычно самолёты проваливались ниже уровня палубы, используя расстояние в 19 метров от палубы до поверхности океана, чтобы набрать скорость. Помимо этого для безопасного взлёта и посадки нам был нужен встречный ветер или чтобы авианосец шёл на полном ходу.

С началом войны одним из ключевых правил у нас в эскадрилье стало полное радиомолчание. Эскадрилья обычно состояла из 18 машин, самолёты летали в плотном строю очень близко друг другу, как в дневное, так и в ночное время. Лётчики могли видеть подаваемые руками сигналы. Помимо этого мы не использовали какие-либо осветительные устройства. Однако были и исключения, например если мы присоединялись к другой группе самолётов или во время ночной посадки на палубу.

В конце ноября 1941 года 8-е оперативное соединение адмирала Холси, в составе которого находился и наш «Энтерпрайз» участвовало в переброске самолётов Корпуса Морской Пехоты на остров Уэйк. На обратном пути в Перл-Харбор мы попали в жестокий шторм, удары волн были такой силы, что у одного из эсминцев эскорта был поврежден корпус и началось поступление воды. В итоге мы задержались и пришли в базу с опозданием на два дня ― 8 декабря, что спасло нас от разгрома. Иначе бы всё соединение оказалось бы на дне вместе с линкорами, так как авианосцы были приоритетной целью. Да и вообще история Второй Мировой войны могла пойти по совершенно иному сценарию. Не было бы набеговых операций, рейда Дулиттла и всех последующих побед на Тихом океане.

Однако судьба всё же была благосклонна и привела нас к Мидуэю. 3 июня мы ждали противника в засаде. После того, как пришло сообщение, об обнаружении основных сил противника всем лётчикам дали несколько часов для завтрака и отдыха. Мы находились в постоянной боевой готовности. Позже от одной из наших летающих лодок пришло сообщение с точными координатами японских авианосцев. Поговаривали, что пилот «Каталины» в завершении передачи в эфир, сказал: «Пожалуйста, сообщите ближайшим родственникам о моей гибели». Однако он оказался счастливчиком, японцы его не заметили.

В 9:45 мы подняли в воздух наши пикировщики, группу возглавил лейтенант-коммандер Кларенс МакКласки. За ним последовал Эрл Галлахер, следом справа от него я повёл своих ведомых, всего у нас было 16 самолётов. Сразу за нами ниже шла эскадрилья Дика Беста из 15 машин. Всего с «Энтерпрайза» взлетел 31 «Даунтлесс». Аналогичные авиагруппы были подняты с авианосцев «Хорнет» и «Йорктаун». В то время как мы уже находились в воздухе, поступило сообщение, что японское соединение изменило курс, начав сближаться с нами.

Экипажи 6-й разведывательной эскадрильи авианосца «Энтерпрайз», январь 1942 года.
Экипажи 6-й разведывательной эскадрильи авианосца «Энтерпрайз», январь 1942 года.

К этому времени наши торпедоносцы «Девастейтор» уже должны находиться на расстоянии атаки. В этот раз они были подняты первыми с наших авианосцев. Мы надеялись, что эти более медленные машины выйдут в атаку после нас или одновременно с нами. Однако полное радиомолчание лишило нас какой-либо координации, и мы не знали, что происходит.

Мы знали, что Адмирал Нагумо ― командующий Первым мобильным соединением Императорского флота опасный противник. У него были одни из самых лучших авианосцев и лётчиков. Японские торпеды были на порядок надежнее и опаснее. В то время, как наши торпеды Mark 13 зачастую не срабатывали, если сброс происходил с высоты больше 60 метров и на скорости свыше 100 узлов. После сражения в Коралловом море японцы знали, что предел скорости хода наших торпед ― 31 узел. Скорость японских авианосцев позволяла им легко маневрировать, уклоняясь от наших торпед, это дало им дополнительное преимущество.

Когда Нагумо доложили об обнаружении наших авианосцев, он принял решение начать перевооружение своих самолётов. До этого момента японские палубники готовились нанести очередной удар по нашему аэродрому на атолле Мидуэй, а для этого бронебойные бомбы и торпеды им были ни к чему. Позже мы узнали, что японцы так и не успели сменить вооружение. В момент этого замешательства на японское соединение поочередно вышли в атаку эскадрильи наших торпедоносцев, однако японские «Зеро», дежурившие в воздухе разнесли их в пух и прах. Не один из наших «Девастейторов» не добился успеха, и лишь горстка из них смогла вернуться обратно.

Когда мы вышли на точку предполагаемого нахождения противника, МакКласки ничего не увидел, только пустой океан. Он предположил, что авианосцы Нагумо легли на обратный курс, но вскоре заметил уходящий куда-то на большой скорости корабль. Должно быть, это был эсминец дальнего дозора, который шёл на соединение со своими силами. Последовав за ним в разрыве между облаками мы неожиданно увидели три японских авианосца почти прямо под нами. МакКласки передал по радио: «Эрл и я возьмутся за тот, который справа. Дик, ты атакуй тот, который слева». Мы построились в эшелон, после чего тройки МакКласки и Галлахера ушли в пике. Следом и я начал атаку с остальными парнями из 6-й разведывательной эскадрильи, все мы нацелились на «Кага».

Выход в атаку пикировщиков SBD «Даунтлесс» на японское авианосное соединение.
Выход в атаку пикировщиков SBD «Даунтлесс» на японское авианосное соединение.

Тем временем Дик Бест с 6-й бомбардировочной эскадрильей атаковали японский флагман «Акаги», а пикировщики с «Йорктауна» неслись к «Сорю». Вся ситуация была ничем иным как мечтой морского летчика: практически никакого зенитного огня, все авианосцы противника идут навстречу ветру. Над нами болталась пара «Зеро», но они не пытались нас атаковать, видимо у них кончились боеприпасы и они ожидали очереди на посадку. Первая тройка во главе с МакКласки промахнулась, но 500-фунтовая бомба Галлахера попала прямо в самолёт, взлетавший с «Кага». Следом в палубу попали две зажигательные 100-фунтовки. Всю находившуюся на палубе авиагруппу охватил огонь, языки пламени поднимались вверх на 15 метров. Я не смог увидеть, куда попали бомбы, сброшенные с двух следующих самолётов, однако чётко видел, как пламя поглощает среднюю часть авианосца. Мои бомбы попали точно в красный круг, расположенный впереди надстройки авианосца. Спустя несколько секунд пламя бушевало уже в 30 метрах над палубой, полностью поглотив мостик корабля. Позже из японских донесений я узнал, что моя бомба разорвала топливную цистерну.

Объятые пламенем японские авианосцы после атаки американских пикирующих бомбардировщиков.
Объятые пламенем японские авианосцы после атаки американских пикирующих бомбардировщиков.

Когда я выходил из пикирования нам на хвост сел «Зеро», мой бортстрелок Джон Сноуден, практически сразу сбил его. Следом нас атаковал второй истребитель, но Джону удалось срезать очередью и его. Затем под огнем зениток началась игра на выживание, мы пролетали сквозь ордер ощетинившихся вражеских кораблей. Выдохнуть удалось только, когда мы оказались примерно в десяти милях от места боя. Через десять минут после атаки я увидел сильный взрыв в средней части «Кага». Пылающие части корпуса авианосца взлетели примерно на километровую высоту. Агонизирующий корабль выбросил коричневое облако дыма огромных размеров, дальше я уже не видел сам корабль и предположил, что он затонул. «Акаги» и «Сорю» также были охвачены огнём, их пожары были видны с расстояния в 30 миль.

Согласно указаниям, я пролетел 40 миль в сторону Мидуэя перед тем как направиться в сторону своего авианосца. Набирая высоту, медленно продвигаясь к нижней кромке облаков, я разглядел очертания несущегося на меня «Зеро». Не собираясь, становится лёгкой добычей, я довернул ему навстречу, после чего он скрылся в облаках. Спустя какое-то время я заметил приводнившийся «Даунтлесс», экипаж которого перебрался на надувной плот, я отметил их местоположение на своём планшете. Это всё что мы могли сделать для парней в данный момент. Слева по курсу я разглядел большую группу самолетов с «Хирю», летящих на большой скорости в направлении нашего соединения. Во время пикирования, я видел этот авианосец где-то в 20 милях в стороне от основной группы японцев. Выжав из самолёта последние капли горючего, я сел на «Энтерпрайз», на авианосце видели моё приближение и развернули корабль по ветру. Из 16 пикировщиков моей эскадрильи поднявшихся утром в воздух, из вылета вернулись только 8.

Как только наши машины были заправлены, а бомбы были на подвесках, мы стартовали в сторону «Хирю». До моего возвращения на «Энтерпрайз», японцам удалось тяжело повредить «Йорктаун», аварийные партии боролись за живучесть корабля, но он был выключен из боя. Самолёты с него приземлились на «Хорнет» и наш авианосец. Объединенная авиагруппа, направлявшаяся к «Хирю» состояла из 24 самолётов, мы были полны решительности закончить этот долгий день.

Авианосец «Энтерпрайз» в сопровождении крейсера «Пенсакола», 4 июня 1942 года.
Авианосец «Энтерпрайз» в сопровождении крейсера «Пенсакола», 4 июня 1942 года.

На подходе нас уже ждали истребители противника, их звено атаковало наши ведущие самолёты. Бортстрелки огрызнулись из пулемётов, сбив один «Зеро» и отогнав остальные. После чего мы перешли в пикирование. Первым в атаку устремился Галлахер с ведомым, но «Хирю» заложил маневр и оба пилота промазали. Однако третий «Даунтлесс» уложил свою бомбу точно в носовую часть полётной палубы, туда же попала и моя бомба. Следом были ещё попадания, корабль горел, были видны взрывы детонирующих боеприпасов, но не так интенсивно, как на «Кага». Объятый пламенем «Хирю» будет добит своими эсминцами утром 5 июня.

Раненого бортстрелка несут по палубе авианосца «Энтерпрайз», справа от носилок идёт пилот самолёта Буньяр Кунер.
Раненого бортстрелка несут по палубе авианосца «Энтерпрайз», справа от носилок идёт пилот самолёта Буньяр Кунер.

Из этого вылета мы смогли вернуться без потерь. Позже мы узнали, что один из наших экипажей во время утренней атаки постигла страшная участь. Пилот Фрэнк О’Флаэрти и его стрелок Питер Гайдо спаслись на надувном плоту, после того, как их бомбардировщик был сбит. Японцы подняли их на борт и после допроса, обоих лётчиков казнили, сбросив в воду с привязанными к ногам якорями.

К рассвету 5 июня стало ясно, что японская армада легла на обратный курс и отправилась домой. Наши поисковые группы искали противника, и смогли обнаружить одинокий японский эсминец, однако атака была безрезультатной, при этом мы потеряли один самолёт. На следующий день мы настигли тяжёлый крейсер «Микума» и отправили его на дно, в этом вылете я добился точного попадания в него. Моя бомба поразила крейсер в район между главной надстройкой и дымовой трубой, немного ближе к правому борту, откуда на фотографии валит белый дым. Самолеты с «Хорнет» также обнаружили несколько крейсеров и смогли потопить, по меньшей мере, один из них. На этом наше преследование закончилось, запасы топлива у эсминцев эскорта подошло к концу, и мы отправились в Перл-Харбор за заслуженным пивом.

Агония японского крейсера «Микума» запечатленного с борта пикирующего бомбардировщика «Даунтлесс», 6 июня 1942 года.
Агония японского крейсера «Микума» запечатленного с борта пикирующего бомбардировщика «Даунтлесс», 6 июня 1942 года.

Отдельно я хочу вспомнить всех героев битвы за Мидуэй. Мы будем помнить лётчиков Корпуса Морской Пехоты, пилотов бомбардировщиков «Авенджер» и B-17, экипажи наших торпедоносцев, положивших свои жизни на алтарь победы. Помолимся и за экипажи не вернувшихся пикирующих бомбардировщиков. Вспомним экипажи авианосцев «Энтерпрайз», «Хорнет» и «Йорктаун», которые работали слажено, как единое целое. Низкий поклон авиационным механикам. Вспомним всех, кто пожертвовал всем ради победы…

Военно-морской крест героя нашей статьи, лежит на его бортовом журнале.
Военно-морской крест героя нашей статьи, лежит на его бортовом журнале.

Норман «Дасти» Клейс стал единственным пилотом, который участвовал в уничтожении трёх кораблей противника во время битвы за Мидуэй. За выдающийся героизм, проявленный во время боя в ноябре 1942 года награждён Военно-морским крестом. Автор этих строк прошёл ужасы войны и прожил долгую счастливую жизнь, успев оставить для нас свои мемуары «Никогда не называй меня героем: легендарный пилот-пикирующего бомбардировщика», вышедшие уже после его смерти. Капитан ВМС США Норман «Дасти» Клейс скончался в возрасте 100 лет в Сан-Антонио 22 апреля 2016 года.

Ощутить себя адмиралом в битве при Мидуэе, победить давних соперников и получить солидную долю адреналина вы можете в World of Warships — лучшей игре про флот. Переходите по ССЫЛКЕ, регистрируйтесь и присоединяйтесь к онлайн-баталиям!

Если вам понравилась эта статья - «палец вверх» и подписка на блог! Интересные материалы из истории флота выходят у нас каждый день.