Ответ студентки на вопрос о том, что она ожидает от института:
«От педагогического института я хочу получить много знаний по естественным наукам, повысить свой политический и культурный уровень, стать культурным и достойным гражданином своей страны,
умелым воспитателем молодого поколения в коммунистическом духе».
Другая студентка пишет: «Институт мне мало даст, если я не буду сама работать. Я стараюсь уловить каждое слово преподавателя, стараюсь получить побольше знаний, чтобы впоследствии передать их своим будущим ученикам. Я хочу быть образованной и культурной и надеюсь добиться этого в педагогическом институте».
Есть ответы, предъявляющие определенные требования к качеству лекций, как, например: «Хочу, чтобы были интересные лекции по всем наукам, чтобы я с охотой ходила на занятия, и чтобы лекции не читались формально». Дальше эта же студентка перечисляет дисциплины, лекции по которым ей больше всего нравятся.
Одна из студенток пишет: «От педагогического института я жду очень многого: хороших знаний своего предмета и педагогики, жду, что институт привьет мне еще большую любовь к педагогической деятельности. Правда, для этого нужно систематически заниматься, нужно много сил и труда приложить с моей стороны, но здесь большая роль принадлежит институту и преподавателям, которые должны своими интересными и содержательными лекциями помочь мне овладеть науками и воспитать во мне лучшие качества советского учителя».
Об этом же пишет и студент физико-математического факультета:
«Я жду от профессоров, доцентов и преподавателей настоящих научных знаний, разъяснения трудных лекций и вопросов в процессе самостоятельного изучения материала .
А сам я буду работать напряженно».
Другая студентка того же факультета заявляет, что она хочет, чтобы ее научили правильно воспитывать детей, хочет получить как можно больше знаний в институте, научиться самостоятельно работать и принимать активное участие в общественной жизни института. «Мне нравится быть всегда в кругу людей, — пишет она. — Когда я училась в школе, то всегда исполняла общественную работу: была пионервожатой, классным организатором, председателем учкома, редактором стенгазеты... Я всегда была в кругу своих товарищей и подруг».. Эта девушка, без сомнения, будет прекрасным педагогом-общественником.
Некоторые студенты подчеркивают в своих ответах моральные качества советского педагога, которые они надеются развить в себе за время учебы в институте.
Вот высказывания этого характера: «Институт должен привить нам лучшие моральные качества советского учителя». «Я очень люблю детей, ко мне дети быстро привыкают. Но я хочу быть сильным, волевым, тактичным, достойным нашей школы педагогом. Хочу много знать. Я знаю, что педагогу нужно очень много работать над собой. И я буду работать, учиться, чтобы потом учить других. Первые дни пребывания в институте убедили меня в том, что если студент действительно хочет быть педагогом, то знания он получит здесь прочные и твердые».
Встречаются трогательные заявления, овеянные юношеской романтикой, полные мечтаний о творческой коллективной жизни, о студенческой дружбе и товариществе. «Мечтаю сблизиться с товарищами по факультету, надеюсь, что эти 4 года мы проживем дружной студенческой семьей.
Будем вместе учиться, работать, спорить, дружить; устраивать собрания, вечера; ходить вместе в театр, кино, проводить практику в школах. Конечно, будем и танцевать и веселиться. Может быть, я написала не все: за один час трудно собраться с мыслями»,—заканчивает свой ответ студентка.
Есть нетерпеливые студенты, желающие как можно скорее окончить педагогический институт и поступить на работу, но только не в школы Европейской части Советского Союза, а в школы Дальнего Востока.
«Камчатка, Сахалин, Курильские острова и др. восточные районы — моя давнишняя мечта,—пишет одна из студенток. — Я хочу, чтобы там расцвела наша советская культура, как и в центральной части нашей Родины. Для Дальнего Востока институт должен подготов ить мен я».
В своих требованиях к институту, в своих желаниях как можно больше приобрести знаний, умений, навыков, выработать в себе моральные черты, необходимые для будущей профессии учителя, во всем этом видно искреннее стремление большинства студентов выйти из института прекрасно подготовленными, вооруженными всем необходимым советскими педагогами.
Все они горячие патриоты, искренне желающие отдать свои силы, знания и жизнь служению Родине, народу.
Исходя из целей и задач педагогического института и. советской школы, определенных партией и правительством, основываясь на высказываниях самих студентов, мы можем установить следующее понимание воспитания профессионально-педагогической Направленности у студентов.
Продолжение.