Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР? Символ довоенной эпохи ГАЗ-М1.

Оглавление
Легковой автомобиль с закрытым кузовом ГАЗ-М1. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Легковой автомобиль с закрытым кузовом ГАЗ-М1. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Автомобиль, описанный в данной публикации, называют символом предвоенной эпохи. ГАЗ-М1 стал результатом творческого переосмысливания газовскими специалистами американского легкового автомобиля «Форд В», чертежи которого были получены от американцев, и придания ему качеств, необходимых для советских эксплуатационников.

ГАЗ-М1 выпускался, в основном, в чёрном цвете. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
ГАЗ-М1 выпускался, в основном, в чёрном цвете. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Какие требования предъявлялись к советской «легковушке»?

Конструкторы ГАЗа следили за мировыми новинками и получили опыт, достаточный для критического осмысления конструкции ГАЗ-А и американского прототипа. Возглавил работы по созданию М1 талантливый инженер — А.А. Липгарт. Он сформулировал требования к автомобилю, которые стали планом действий для конструкторов ГАЗа, входящих в состав творческой группы.

Главным условием стало создание надёжного автомобиля, способного длительно работать на советских просторах. Он должен был достаточно быстроходным на дороге и проходимым вне дорог. Надо было применить экономичный двигатель способный приспосабливаться к различным нагрузкам и работать на бензине не высокого качества.

Задний диван ГАЗ-М. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Задний диван ГАЗ-М. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Салон автомобиля по отделке и комфортабельности не должен уступать лучшим мировым образцам среднего класса. Обслуживание и ремонт автомобиля должен быть простым, проводиться универсальным инструментом и персоналом с минимальным уровнем подготовки.

Чертежи американского прототипа были в значительной степени переработаны, что позволило создать автомобиль внешне его напоминающий, но имеющий совершенно новые технические решения в каждом узле. Конструкция получила современные решения и была больше приспособлена к отечественным условиям эксплуатации.

Двери ГАЗ-М1 открывались назал. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Двери ГАЗ-М1 открывались назал. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Что было нового в ГАЗ-М1?

Новая рама, в конструкции которой было учтено применение новой подвески и повышенные нагрузки на бездорожье. Для её усиления была применена крестообразная поперечина, мощные узлы крепления кузова, подвески и трансмиссии.

Закрытый кузов из металла в первое время имел дерматиновую крышу, которая впоследствии стала стальной. Передние крылья новой конструкции улучшили защиту кузова, рамы, деталей передней подвески и дали опыт проектирования сложных поверхностей, который пригодился при создании новых моделей. Четыре двери открывались назад.

В шасси ГАЗ-М1 применили усиленную раму. Адрес: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/127081/pub_5b0c483d830905eda5749e1f_5b0c4e5f9b403c31406fc0d4/scale_1200
В шасси ГАЗ-М1 применили усиленную раму. Адрес: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/127081/pub_5b0c483d830905eda5749e1f_5b0c4e5f9b403c31406fc0d4/scale_1200

Салон автомобиля стали отделывать шерстяным сукном. Отдельные металлически детали отделки красили «под дерево». Положение переднего сидения стало возможным регулировать в продольном направлении. Уровень топлива указывал электрический прибор. Четыре «форточки» (впереди и сзади) и клапан перед ветровым стеклом улучшили вентиляцию салона.

Четырёхцилиндровый двигатель от ГАЗ-А модернизировали и закрепили к раме через резиновые подушки, что снизило шум и вибрации, воспринимаемые кузовом. Бензин из бака, расположенного в задней части рамы, подавался насосом. В системе охлаждения тоже появился насос. Опережение зажигания стало регулироваться автоматически. Изменения двигателя и карбюратора позволили повысить мощность до 50 л.с. Он получил индекс ГАЗ-М и стал устанавливаться на «полуторку».

Панель приборов ГАЗ-М1. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Панель приборов ГАЗ-М1. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Новая трёхступенчатая КПП получила на высших передачах шестерни с постоянным зацеплением и подвижными зубчатыми муфтами. Она, модернизируясь, применялась на «Победе» до 50-го года.

Мосты «подвесили» на продольных рессорах. Такое решение повысило плавность хода, надёжность подвески, «живучесть» автомобиля и снизило нагрузки на толкающую трубу заднего моста.

Первые "Эмки" выпускались с дерматиновым верхом. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить автор Алексей Балин. Адрес: http://xn--80abwll.xn--p1ai/gaz-m1_35.html
Первые "Эмки" выпускались с дерматиновым верхом. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить автор Алексей Балин. Адрес: http://xn--80abwll.xn--p1ai/gaz-m1_35.html

Рулевое управление новой конструкции было спроектировано с учётом замечаний, возникших при эксплуатации ГАЗ-4 и испытаний американского прототипа.

Шины стали устанавливать на штампованные диски.

"Форточки" улучшили вентиляцию кузова ГАЗ-М. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
"Форточки" улучшили вентиляцию кузова ГАЗ-М. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Как осуществлялось производство М1?

Выпускался М1 с конвейера Горьковского автозавода в течение шести лет, начиная с 36-го года. Буква «М» в индексе легковых автомобилей ГАЗа появилась по причине присвоения ему имени Молотова В.М. (председатель Совнаркома). Всего выпустили почти 63 тысячи автомобилей пяти модификаций.

Основными модификациями были такси, пикап, седан с шестицилиндровым двигателем, полноприводный седан и бронеавтомобиль. Кроме этого было выпущено почти 1,5 десятка опытных автомобилей и мелкосерийных модификаций. На них отрабатывались новые конструкторские идеи по:

  • типам кузова (фаэтон, купе, полноприводный пикап, тягач, гоночный),
  • применению шестицилиндрового (пикап, штабной) и восьмицилиндрового (для НКВД) моторов,
  • повышению проходимости (с двухосной задней тележкой),
  • использованию разных видов топлива (газогенераторный, на сжиженном газе).
Опытный автомобиль на шасси ГАЗ-М1 с кузовом купе оснащался американским двигателем V8 в серию не пошёл.  Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Опытный автомобиль на шасси ГАЗ-М1 с кузовом купе оснащался американским двигателем V8 в серию не пошёл. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Все модификации имели отдельные заводские индексы, говорящие о значительном их отличии друг от друга. Они позволили получить конструкторам опыт создания новых автомобилей, который был успешно применён впоследствии.

В 40-м году стали производить автомобиль, претерпевший глубокую модернизацию, касающуюся двигателя, подвески, тормозов и внешности. Был применён шестицилиндровый мотор ГАЗ-11, прототипом для которого стал американский Д5 фирмы Додж. Рессоры подвески удлинили, применили амортизаторы двойного действия и множество других новшеств, позволивших автомобилю стать динамичнее, мягче и надёжнее.

ГАЗ-11-73 "Эмка" была любимым автомобилем командиров Красной Армии. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
ГАЗ-11-73 "Эмка" была любимым автомобилем командиров Красной Армии. Фотография разрешена к применению в качестве иллюстрации Игорем Погодиным. Адрес: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

«Эмку не зря считают символом предвоенной эпохи. Она стала первым автомобилем, который хоть и был спроектирован с оглядкой на американские прототипы, являлся результатом вдумчивой работы конструкторов по созданию автомобиля с запланированными качествами.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

О легендарном ГАЗ-69 кратко описано здесь.

С первым советским серийным "трёхосником" можно ознакомиться здесь.

О "Волге" ГАЗ-21 можно прочитать здесь.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются