27 ноября 2019 года на "Адмиралтейских верфях" прошла церемония закладки второго патрульного корабля ледового класса проекта 23550 "Николай Зубов". Событие – хороший повод, посмотреть, что из военно-морского строится для Арктики. Тем более, что в ноябре ещё в одной арктической державе, в Канаде, произошли два весьма значимых события в области патрульного кораблестроения.
Начнём с России. Заложенный 27 ноября корабль "Николай Зубов" планируется передать флоту до ноября 2024 года. Почти двумя годами раньше, до начала 2023 года, военные рассчитывают получить первый патрульный #корабль проекта 23550 или, как его часто называют "боевой #ледокол", "Иван Папанин". Головной корабль был заложен в апреле 2017 года и спущен на воду в октябре 2019 года.
Проект 23550 разработан ЦМКБ "Алмаз". По официальным данным завода-строителя, водоизмещение корабля составляет около 9 тыс. тонн, дальность плавания – 10 тыс. миль, автономность – 70 суток, скорость полного хода – 18 узлов, ледовый класс – Arc7.
Отраслевые источники добавляют, что длина корабля составляет 110 м, ширина – 20 м, осадка – 6 м. Мощность энергоустановки – 16,5 МВт, мощность на винтах – 13 МВт. Экипаж насчитывает 60 человек.
Как и на большинстве ледоколов, на корабле проекта 23550 установлена система электродвижения с гребными электродвигателями и винтами фиксированного шага.
Вооружение корабля включает в себя артиллерийскую установку АК-176МА и переносной зенитно-ракетный комплекс. На палубе предусмотрен ангар для постоянного базирования корабельного вертолёта. Также корабль будет нести беспилотные аппараты и скоростные катера.
Официальное предназначение корабля проекта 23550 – мониторинг и охрана водных ресурсов, конвоирование и буксировка в порт задержанных судов, сопровождение и поддержка судов обеспечения, доставка грузов, участие в спасательных операциях. Ранее подобные корабли также предполагалось использовать для патрулирования шельфовых месторождений.
У многих возникают вопросы, насколько флоту необходимы такие корабли, и что они будут делать в Арктике. Частичным ответом может служить реализуемая в Канаде программа строительства патрульных кораблей арктической зоны (Arctic Offshore Patrol Ship, AOPS). Проект разработан на основе норвежского патрульного корабля Svalbard, сданного береговой охране в 2002 году.
В Канаде в ноябре произошли сразу два важных события. 14 ноября 2019 на #верфи Halifax Shipyard состоялся спуск на воду второго корабля этого класса HMCS Margaret Brooke. В состав флота корабль должен войти уже в 2020 году.
А спустя 8 дней, 22 ноября, начались заводские ходовые испытания головного корабля серии HMCS Harry DeWolf. Данный корабль передать флоту канадские корабелы планируют в первом квартале 2020 года.
Что касается технических характеристик AOPS, то водоизмещение корабля составляет 6615 тонн, длина – 103 м, ширина – 19 м. Это самые крупные корабли, строящиеся для Королевского канадского военно-морского флота за последние 50 лет.
Вооружение канадских кораблей включает в себя 25-мм автоматическую пушку, вертолёт и два катера.
Официальное предназначение включает в себя ведение разведки, защиту территориальной целостности страны и контроль обстановки в исключительной экономической зоне (200 миль от территориального моря).
Функции и характеристики канадского корабля сопоставимы с российским проектом 23550. Во внешнем виде кораблей также много общего. В то же время есть некоторые отличия. Судя по заявленным срокам, канадские заказчики и корабелы опережают российских коллег примерно на два года. К тому же, отличаются и заявленные серии: в Канаде планируется построить шесть патрульных кораблей для Арктики, в России – пока что два.