Найти тему
Рассказы

Рассказ «Так бывает» Глава 3

Антанас зашел в церковь, постоял в полумраке; пусто в ней было, только какая-то старушка, опустившись на колени, раскачивалась всем телом, изредка лобызая каменный пол. Его передернуло от озноба...

— Папочка!..

Прощаясь с Марией Васильевной, сказал: «Приехали бы как-нибудь в наши края...»

— Почему ты со мной не разговариваешь, папочка?

Антанас Петрушонис только теперь замечает, что на пойму уже опустился голубой вечер.

— Не холодно? — спрашивает он и встает.

— Нет. Я была там, далеко, за камнями. И тебя звала.

— Не слышал.

— А что ты делал, раз не слышал?

— Я сидел и думал.

— А о чем ты думал?

— Я думал... Я вспоминал Север, где твой папа. Там теперь уже зима, наверно.

— Тут осень, бабье лето.

— Почему ты некрасиво говоришь?

— Что я сказал?

— Бабье... Когда Саулгос в садике девочек бабами обзывает, воспитательница ругает его. Так говорить некрасиво!

— Не буду больше так говорить, — повеселев, обещает Петрушонис. — Дай-ка, лапку, пойдем домой...

Рослый, широкоплечий, чуть сутулый мужчина и маленькая попрыгунья девчушка удаляются по берегу, по росистой траве, усыпанной желтыми и розовыми палыми листьями.

Поля залил уже «сизый туман, и они как бы плывут по разлившейся реке — все дальше и дальше, пока не исчезают.

Паренек роется в кармане джинсов; подкидывая на ладони пятак, долго изучает список пластинок. Сует монету в музыкальный автомат, нажимает клавишу. Звучат первые аккорды.

Буря сломала ветки берез,

Буря гнездо соловьев разнесла...

— Певица пользуется успехом. Тебе она нравится?

— Это ее голос?

— Ну, знаешь!..

Ты в свои руки мягко берешь

Жизнь мою. Верю в тебя…

— Бывает, звонят по телефону, а не могу вспомнить кто, хотя знаю, что знакомый...

— Ты и мой голос не узнавал. Каждый раз требовал, чтоб назвалась. Или это из осторожности? Боялся ошибиться, да?

— Когда слышал твой голос, мне просто не верилось, что это ты, вот я и спрашивал...

Где путь, которым меня поведешь?

Осенью вишня для нас расцвела...

— Недурно поет она, особенно эту песню, правда?

— Симпатичный голосок.

— Она в средней школе начинала, я помню. И кто мог подумать, что так высоко взлетит? Говорят, с третьим мужем живет. Оперный артист. Старый уже, часто пускает петуха, но карьеру делать помогает. Почему молоденькие обожают старикашек? — лукаво блестят глаза Дейманте.

— Тебе лучше знать, — Ляонас любит эту ее привычку говорить все, что стрельнуло в голову.

— Нет личного опыта.

— Разве я не похож на старика?

На такой вопрос Дейманте поздней весной ответила: «Ты просто мой, Ляонас...» Испугалась этой откровенности и тут же повторила: «Ты — мой...» Они лежали тогда на берегу прозрачного озера Аглуона. Под двумя алеющими уже рябинами серела их палатка, дымился догорающий костер, пахло ухой...

Но мир перестал существовать для них: ладонь Ляонаса на груди Дейманте была на удивленье легкой, она крепко, обеими руками прижимала ее к себе, глядела в ясное вечернее небо и хотела только одного — чтоб никогда не кончилась эта минута. И повторяла про себя: «Ты — мой...»

Ей хотелось шалить, смеяться, хохотать, но Ляонас был так сдержан и серьезен, что Дейманте побоялась выглядеть перед ним легкомысленной и кое-как подавила в себе эту радость. «Ты — мой...»

Испытующий взгляд Ляонаса возвращает Дейманте на землю; она опасливо оглядывается, будто забыв, где находится.

— Дейманте...

— Давай послушаем.

Дейманте сама вдруг натягивает невидимую струну, и та начинает гудеть так тревожно, что сразу заглушает рев электрогитар, трубы и бионики. Ляонас слышит только этот гул, и ему становится страшно; он думает: к чему бы это?..

Дейманте ведь даже ничего не сказала, просто по ее лицу пробежала горькая улыбка, просто сверкнуло острие стрелы, нацеленной на него, на нее самое и еще на кого-то, кого нет с ними.

Ты в свои руки мягко берешь

Жизнь мою... Верю в тебя…

Дейманте уставилась на поблескивающее посреди стола стекло, под которым горит лампочка, освещая блеклым розовым светом их маленькую нишу. Ничего она не видит и не слышит.

Когда замолкает песня, ее лицо так и остается оцепеневшим.

— Зачем мы здесь сидим, Ляонас?

Глаза ее потемнели, затуманились, она смотрит на Ляонаса, но не видит его.

— Раньше ты об этом не спрашивала.

— Всему свое время, — говорит Дейманте и пугается своих слов — такие они чужие и страшные.

— Полагаешь, настало время сказать друг другу «всего хорошего»?

— Скажи мы даже «всего хорошего», это все равно ничего бы не значило, — говорит Дейманте. — Слова не соединяют и не разлучают.

— Ты всегда внимательна ко мне, — тусклым голосом говорит Ляонас и думает: «Она действительно была внимательна ко мне еще в тот вечер, когда впервые ее увидел. Только ее внимание было тогда другим, конечно. Я был для нее начальником мужа, и все».

Дейманте страдальчески прижимает пальцы к виску, но тут же встряхивает головой, и рука опускается на столик. Ляонас хочет поймать ее взгляд, догадаться, о чем она задумалась, но затененные длинными ресницами глаза устремлены на уютно потрескивающий камин посреди ресторана. Вряд ли она думает сейчас о том ноябрьском вечере два года назад...

Викторас пришел еще до обеденного перерыва, попрощался с парнями, потом обвел тоскующим взглядом огромный, грохочущий цех и повернулся к Ляонасу:

— Приходи завтра вечером, начальник. Проводы.

— Спасибо, Викторас. Вы там все свои, посиди со своими...

— Приглашаю, начальник, с супругой. Буду ждать.

— Не знаю, не могу обещать...

В ту минуту Ляонас и не помышлял идти на проводы. А наутро решил: хороший парень уходит в армию, почему бы не проводить, почему бы не посидеть вместе вечерок?

Ладили, а не пойдешь, подумают — нос задирает, рабочего класса чурается. А жене искренне сказал: может, тебе неудобно будет, не знаешь там никого...