Найти в Дзене
V-Georgia

1907 год. Первые автобусы на Военно-Грузинской дороге

станция Казбек. 1911 г.
станция Казбек. 1911 г.

Первое коммерческое автомобильное сообщение между Грузией и Россией началось в 1907 году.
Предприниматель С.П. Едигаров приобрёл четырёхместный автомобиль и испросил разрешение на открытие регулярного сообщения. Его первый пробный рейс из Тифлиса во Владикавказ прошёл удачно, путь был пройден в два этапа с ночёвкой в селе Млета и занял в общей сложности 9 часов времени в дороге. Вскоре Едигаров купил несколько автобусов на 6 и 10 пассажиров производства немецкой фирмы NAG и весной 1909 года начал регулярные рейсы.

Семья около автомобиля НАГ, принадлежавшего С.П. Едигарову. Тифлис, декабрь 1909 г.
Семья около автомобиля НАГ, принадлежавшего С.П. Едигарову. Тифлис, декабрь 1909 г.

В июле 1908 года наместник Его Императорского Величества на Кавказе граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков разрешил бельгийскому подданному инженеру П.Ф. Лево организацию автомобильного сообщения на Военно-Грузинской дороге. Однако инженер скоропостижно скончался, и дело продолжил его сын Альфонс Лево – открыл регулярное автомобильно-омнибусное сообщение между Тифлисом и Владикавказом 24 мая 1909 года. На линии работали два двенадцатиместных моторных омнибуса производства швейцарской фирмы Adolph Saurer.

Автобус г-на Лево с рекламой Рижской резиновой мануфактуры Проводник. 1911
Автобус г-на Лево с рекламой Рижской резиновой мануфактуры Проводник. 1911

Во Владикавказе билеты продавались в гостинице «Гранд-Отель». Стоимость проезда в один конец составляла 25 рублей, независимо от того ехал пассажир до конца маршрута или только часть пути. Заведение Альфонса Лево существовало недолго, в январе 1912 оно закрылось.

Фотография на фоне Казбека. Столичные туристы едут в Тифлис. 1911
Фотография на фоне Казбека. Столичные туристы едут в Тифлис. 1911

27 мая 1912 года на пути в Тифлис произошла первая авария со смертельным исходом. Один из основателей Автомобильного товарищества Пётр Григорьев «вместе с купцом В. Прохановым и шофёром отправился на собственном автомобиле в Тифлис. Машиной управлял сам владелец. Как только проехали станцию Гудаури, автомобиль перестал слушаться руля. На полном ходу машина мчалась к пропасти. Проханов и шофёр, рискуя разбиться, выскочили из автомобиля на ходу. Григорьев же, пытаясь остановить машину, не успел спастись. Машина с водителем полетела вниз. Поднятое из пропасти тело было уже бездыханным. На месте его гибели, на краю пропасти, решено было поставить памятник с портретом покойного».

На Военно-Грузинской дороге автомобиль «Бенц» (Benz) из состава автокоманды штаба Кавказского военного округа. 21 июня 1910 г.
На Военно-Грузинской дороге автомобиль «Бенц» (Benz) из состава автокоманды штаба Кавказского военного округа. 21 июня 1910 г.

По Военно-Грузинской дороге автобусы ходили не круглый год, зимой движение было опасным, да и особой нужды в нём не было. А с каждым туристическим сезоном поток пассажиров нарастал, мелкие частные предприятия едва с ним справлялись. Настало время комплексного подхода к оптимизации сообщения.

Перекур на станции Пасанаури. 1911 г.
Перекур на станции Пасанаури. 1911 г.

Автобус проезжает село Ананури, примечательно что дорога по которой едет машина сейчас находится под водой Жинвальского водохранилища.
Автобус проезжает село Ананури, примечательно что дорога по которой едет машина сейчас находится под водой Жинвальского водохранилища.

В 1910 году на сцену вышла французская транспортная компания «Шнейдер и К°», которая оснастив линию своими автобусами «Шнейдер» осуществляла перевозку пассажиров вплоть до начала 1-й мировой войны. В 1925 году пассажирское движение на Военно-Грузинской дороге возобновилось, но это уже другая история...

-8
Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону +995 555 566 540 *WhatsApp *Viber

Больше интересной информации о Грузии вы узнаете в нашем Инстаграм

Источник