Первое коммерческое автомобильное сообщение между Грузией и Россией началось в 1907 году.
Предприниматель С.П. Едигаров приобрёл четырёхместный автомобиль и испросил разрешение на открытие регулярного сообщения. Его первый пробный рейс из Тифлиса во Владикавказ прошёл удачно, путь был пройден в два этапа с ночёвкой в селе Млета и занял в общей сложности 9 часов времени в дороге. Вскоре Едигаров купил несколько автобусов на 6 и 10 пассажиров производства немецкой фирмы NAG и весной 1909 года начал регулярные рейсы.
В июле 1908 года наместник Его Императорского Величества на Кавказе граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков разрешил бельгийскому подданному инженеру П.Ф. Лево организацию автомобильного сообщения на Военно-Грузинской дороге. Однако инженер скоропостижно скончался, и дело продолжил его сын Альфонс Лево – открыл регулярное автомобильно-омнибусное сообщение между Тифлисом и Владикавказом 24 мая 1909 года. На линии работали два двенадцатиместных моторных омнибуса производства швейцарской фирмы Adolph Saurer.
Во Владикавказе билеты продавались в гостинице «Гранд-Отель». Стоимость проезда в один конец составляла 25 рублей, независимо от того ехал пассажир до конца маршрута или только часть пути. Заведение Альфонса Лево существовало недолго, в январе 1912 оно закрылось.
27 мая 1912 года на пути в Тифлис произошла первая авария со смертельным исходом. Один из основателей Автомобильного товарищества Пётр Григорьев «вместе с купцом В. Прохановым и шофёром отправился на собственном автомобиле в Тифлис. Машиной управлял сам владелец. Как только проехали станцию Гудаури, автомобиль перестал слушаться руля. На полном ходу машина мчалась к пропасти. Проханов и шофёр, рискуя разбиться, выскочили из автомобиля на ходу. Григорьев же, пытаясь остановить машину, не успел спастись. Машина с водителем полетела вниз. Поднятое из пропасти тело было уже бездыханным. На месте его гибели, на краю пропасти, решено было поставить памятник с портретом покойного».
По Военно-Грузинской дороге автобусы ходили не круглый год, зимой движение было опасным, да и особой нужды в нём не было. А с каждым туристическим сезоном поток пассажиров нарастал, мелкие частные предприятия едва с ним справлялись. Настало время комплексного подхода к оптимизации сообщения.
В 1910 году на сцену вышла французская транспортная компания «Шнейдер и К°», которая оснастив линию своими автобусами «Шнейдер» осуществляла перевозку пассажиров вплоть до начала 1-й мировой войны. В 1925 году пассажирское движение на Военно-Грузинской дороге возобновилось, но это уже другая история...
Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону +995 555 566 540 *WhatsApp *Viber
Больше интересной информации о Грузии вы узнаете в нашем Инстаграм