Сон играет ключевую роль в консолидации памяти. По мере нашего сна опыт и информация, полученная в течение дня, стабилизируется и интегрируется в сети долговременной памяти. Важно отметить, что изучение и хранение новой информации не всегда осуществляется четко и изолированно. Скорее, обучение часто требует прямой и косвенной увязки различных компонентов сложной информации или опыта. Сопутствующие детали переплетаются с существующими воспоминаниями для формирования и изменения схем или сетей, связанных общими чертами связанных воспоминаний. Схемы влияют на то, как мы обрабатываем окружающий нас мир, позволяя нам приписывать порядок миру, наполненному множеством сложных стимулов. Кроме того, схемы изменяются нашим восприятием эмоционального тонуса переживания, который включает как валентность (например, положительный, отрицательный), так и уровень возбуждения (например, успокаивающий, возбуждающий). Вполне возможно, что эмоциональная значимость служит эволюционным инструментом для обеспечения памяти о потенциально опасной (или полезной) информации, а сон часто оказывается предпочтительным для сохранения этого материала. Однако, насколько известно, только в одном исследовании рассматривается роль сна и эмоций как в прямой, так и в косвенной ассоциативной памяти. Кроме того, никто не рассматривал влияние полной ночи сна на оба типа воспоминаний.
Прямая ассоциативная память относится к явно усвоенной взаимосвязи, непосредственно относящейся к двум частям информации. Сформированные непосредственные ассоциации также могут быть распространены на формирование косвенных ассоциаций, часто называемых реляционными воспоминаниями. Относящаяся память относится к отношениям, которые не были явно изучены и не имеют непосредственно усвоенной связи, но могут быть выведены через логическое мышление.
Например, если вам говорят, что Алекс старше Сары, а Сара старше Майкла, вы узнали две явные, прямые ассоциации. Отсюда можно сделать вывод, что Алекс старше Майкла, несмотря на то, что он никогда не учился непосредственно этой информации, и, таким образом, создал реляционную память.
В одном исследовании использовалась задача памяти лица-объекта, в рамках которой серия изображений, состоящая из пар лиц и объектов, была представлена в двух наборах. В результате было четко установлено, что конкретное лицо (А) связано с объектом (В) и что другое лицо (С) связано с этим же объектом (В). Из этого можно сделать вывод, что оба лица (А-С) были косвенно связаны между собой, даже несмотря на то, что эта взаимосвязь никогда не была однозначно изучена. В этом случае память для пар A-B и B-C отражает прямую ассоциативную память, в то время как A-C отражает реляционную память. Сон способствует формированию как прямой ассоциативной, так и реляционной памяти, например, демонстрирация сильноого преимущества сна для консолидации индуктивной памяти. Аналогично, Лау, Такер и Фишбейн использовали задачи реляционной памяти A-B, B-C и обнаружили, что дневной сон принес пользу как прямой, так и реляционной ассоциативной памяти.
Обсуждение
У людей, которые спали всю ночь, лучше сохранялась память как для ассоциативной памяти (непосредственно выученные пары лицо-объект), так и для реляционной памяти (косвенно выведенные пары лицо-лицо) по сравнению с теми, кто не спал в течение дня. Также группа сна будет в большей степени помнить о негативных ассоциациях, чем нейтральные пары для обеих задач памяти, из-за эмоциональной значимости отрицательных пар. Тем не менее, исследование выявило сложный набор выводов в отношении валентности. Те, кто спал между сеансами, забыли о значительно менее нейтральных и почти менее негативных ассоциативных парах (лицо-объект) по сравнению с теми, кто провел день бодрствуя, предполагая, что ночной сон принес пользу памяти относительно бодрствования, независимо от валентности. Что касается реляционной памяти, то и здесь не было никакой разницы из-за валентности условий, что противоречит гипотезе о том, что отрицательные будут предпочтительнее запоминаться, чем нейтральные пары. Кроме того, не было никаких значимых связей между любой стадии сна и ассоциативной или реляционной памяти.
Насколько известно, это исследование является первым, чтобы расширить предыдущие исследования с использованием эмоциональных стимулов, особенно по реляционной памяти, до ночной дизайн, чтобы попытаться воспроизвести и согласовать результаты исследования во сне. Несколько предыдущих исследований изучали роль сна в ассоциативной и реляционной памяти с использованием модели исследования сна, заключая, что сон участвует в консолидации памяти как прямой ассоциативной, так и реляционной памяти. Кроме того, исследования с использованием похожей задачи памяти лица-объекта, как и в этом эксперименте, показали, что сон приводит к лучшей производительности памяти как на прямой ассоциативной памяти тест и внезапно задача реляционной памяти по сравнению с бодрствованием. Это преимущество памяти было видно, если пары содержали полностью нейтральные элементы или комбинацию нейтральных и отрицательных элементов. В соответствии с этими данными, наблюдались преимущества ночного сна на обоих типах ассоциативной памяти (прямой и реляционной), независимо от стимула валентности.
Заключение
Было продемонстрировано преимущество сна на консолидации как ассоциативной, так и реляционной памяти, с особым акцентом на ее роль в реляционной памяти. Несмотря на то, что некоторые результаты исследования эмоциональной памяти показали неожиданную закономерность результатов, в целом, это исследование обеспечивает дополнительную поддержку важности сна для консолидации памяти. Более того, эти выводы дополняют литературу, указывая на то, что эмоциональная валентность не всегда приводит к преференциальной консолидации, по крайней мере в случае ассоциативных и реляционных воспоминаний. Кроме того, он добавляет информацию в дискуссию о роли физиологии сна в консолидации памяти, поддерживая идею, что ночной сон может работать иначе, чем сон во время сна, когда дело доходит до консолидации памяти. Как таковые, результаты показывают, что хотя сон может быть достаточным для достижения тех же преимуществ памяти, видимых во время ночного сна, будущие исследования должны продолжать исследовать различия в основных механизмах.