Найти тему

Простота сложности.

Трудновато родителям при нынешних темпах научно-технического прогресса! Мало, оказывается, хорошо научить ребенка всему тому, что сам знал в его возрасте, да и этому-то учить его надо совсем по-новому! Хочешь не хочешь, а приходится приноравливаться к меняющемуся духу времени и новым требованиям, что сложившемуся человеку не так-то просто. Не лучше ли было бы без затей сперва как следует научить детей всему тому, с чего начинали и их родители? А уж потом, если понадобится, понемножку добавлять и современные премудрости: про кибернетику, космос, полупроводники, атомную энергию, молекулярную биологию... 

Родителям и учителям было бы гораздо легче, да и школьники не страдали бы так от перегрузки! Постараемся все же совместными усилиями разобраться, каким должно быть образование в теперешнюю эпоху грандиозных масштабов научно-технического прогресса и какую позицию разумно занять по отношению к происходящей сейчас перестройке школы.

pixabay.com/ru/illustrations/узнайте-математика-ребенка-девушка-2300141/
pixabay.com/ru/illustrations/узнайте-математика-ребенка-девушка-2300141/

Объем научных и технических знаний, накопленных человечеством, стремительно растет. Меняется и самый характер знаний: они становятся гораздо надежнее, глубже, но вместе с тем "тоньше", абстрактнее, "теоретичнее". Если раньше биологи разыскивали новые виды животных или растений и тщательно их описывали, то теперь они стремятся проникнуть в наисокровеннейшие тайны явлений жизни, разгадывают механизмы работы мельчайших частей клетки, подчас состоящих всего лишь из нескольких молекул! При этом биологи широко используют математические доказательства и смело рассуждают о том, чего не видят. Но несмотря на всю эту свою теоретичность и отвлеченность, современные знания исключительно полезны с практической точки зрения. Недаром ведь говорится, что нет ничего практичнее хорошей теории! В отличие от прежних времен, научные открытия не залеживаются теперь подолгу в пыли академических полок, а сразу же находят себе практические применения.

Наука стала уже непосредственной производительной силой общества; от уровня развития науки и масштабов внедрения ее достижений в жизнь - а вместе с тем и от степени овладения наукой массами — существенно зависит сейчас экономический и оборонный потенциал страны. А это значит, что уровень образования не должен отставать от уровня науки. Действительно, хитрую головоломку задал научно-технический прогресс учителям и школьникам! Возможно ли с ней справиться? Ведь увеличивать длительность обучения практически уже некуда.

Пессимисты опасаются, что в скором будущем человек не сможет уже овладевать даже самым необходимым для жизни минимумом научных сведений. А ведь неумелое управление возросшим техническим могуществом, принятие неразумных решений или неспособность предвидеть и рассчитать последствия своих действий могут иметь самые печальные последствия. К счастью, пессимистический прогноз не соответствует действительности. Правда на стороне оптимистов, которые убеждены, что проблема полноценного образования может успешно решаться сейчас и в будущем, несмотря на неограниченный рост знаний. Необходимо только умело использовать имеющиеся резервы. Какие же это резервы? Быть может, специализация — учить одних одному, других другому? Какой-то резон в таком предложении, конечно, есть: чтобы хорошо овладеть одной узкой профессией, надо усвоить гораздо меньше, чем при общем разностороннем образовании. Да и склонности и способности у людей различны.

В соответствии с этим мы уже и сейчас отказались в какой-то мере от нашего прежнего стремления учить в средней школе всех совершенно одинаково, В старших классах введена уже некоторая дифференциация обучения: ученики могут, например, выбирать факультативные курсы по своему вкусу и даже поступать в математические, физические, химические, биологические, гуманитарные, технические и другие специализированные классы. Это позволяет эффективнее развивать способности детей и высвобождает время.

pinterest.com/pin/483785184948120521/
pinterest.com/pin/483785184948120521/

Каждый помнит, что школьные предметы по характеру своему неодинаковы. По алгебре важнее всего понять, как следует обращаться с формулами (раскрывать скобки, сокращать дроби и т. д.); все остальное можно тогда при некоторой сообразительности вывести самому. По географии же — хочешь не хочешь, а надо запоминать и сохранять в памяти множество названий. Попытка вызубрить алгебру заканчивается провалом: заранее ведь всего многообразия примеров заведомо не перебрать! Да в этом и нет надобности: достаточно лишь активно усвоить немногие основные принципы (но в них-то уже не должно оставаться ни малейшей неясности и никакой путаницы).

В свою очередь, любая попытка "теоретически предугадать" названия городов и рек без предварительного заучивания бессмысленна и комична — тут надо надеяться на память. Имеются, стало быть, два рода знаний: одни из них основаны прежде всего на понимании и сообразительности, другие же — на механической памяти. Между этими двумя полюсами располагаются школьные предметы: например, физика — поближе к первому, а география — ко второму; такие же предметы, как химия, находятся где-то посередине. Встречается немало людей, которым предметы второго рода - с упором на память — представляются более простыми. Для них много легче заучить заданное, чем каждый раз напрягать свой ум, чтобы самостоятельно прийти к искомым выводам.

Единственный реальный выход — переходить к учебе, основанной не на запоминании частностей, а на глубоком понимании основных идей с последующим самостоятельным применением их к конкретным случаям. А это предполагает хотя бы частичное превращение предметов на запоминание в предметы на понимание и соображение, что вполне соответствует логике развития науки в наш век. Поясню эту очень важную мысль. Китайцы пишут не буквами, а иероглифами. Грубо говоря, в китайском языке для каждого слова имеется свой значок. Поэтому, чтобы овладеть грамотой, китайцу нужно механически заучить много тысяч значков-иероглифов, тогда как нашему первокласснику достаточно запомнить всего 32 буквы и один раз навсегда понять, как из них складываются слова. Не удивительно, что на овладение чтением и письмом в Китае затрачиваются не месяцы, как у нас, а долгие годы. Понимание принципа составления слов из букв избавляет от необходимости запоминать тысячи значков-иероглифов для отдельных слов. Так понимание разгружает память.

Уйма времени затрачивалась раньше на то, чтобы научить детей решать по вопросам математические задачи. Для каждого типа задач заучивался свой способ, а типов такое множество! А ведь математика знает единый для всех таких задач способ решения: надо составить по условию задачи уравнение и найти из него неизвестное. Составление уравнений намного легче, чем придумывание вопросов, а определение неизвестного — вообще механический (и довольно простой) процесс. Ведь именно для того и были придуманы уравнения, чтобы заменить громоздкое и "заумное" арифметическое решение задач простым и изящным алгебраическим решением! К тому же алгебраический способ решения и более эффективен: годится он также и в тех случаях, когда математический буксует.

Вполне естественно, что сейчас в нашей школе взят курс на "алгебраизацию" даже начальной математики. Вот почему уже и первоклассники имеют теперь дело с "иксом". При правильной постановке преподавания это сулит им значительное облегчение и разгрузку. Но многие родители ошибочно воспринимают это как чрезмерное повышение требований и перегрузку.  В действительности алгебраический способ решения куда проще арифметического, как буквенный способ письма проще иероглифического.

С течением времени влияние научно-технического прогресса на учебный процесс в школе будет усиливаться, и роль активного мышления учащихся возрастет. Заботливые мамы и бабушки неплохо приучают детей к усидчивости и аккуратности. Но этого теперь мало. Необходимо еще и развивать у детей сообразительность, изобретательность, умение и стремление самостоятельно рассуждать. Надо больше верить в возможности детского ума и огорчаться не только тогда, когда ребенок что-либо забыл или не выполнил, но и когда у него при встрече с удивительным не возник вопрос или когда он не прилагает усилий, чтобы додуматься, дойти до решения своим умом.

Привитие детям навыков пытливого и активного мышления — настоящее искусство, которым родители должны теперь постепенно овладеть. Они вправе рассчитывать здесь на помощь со стороны педагогической науки, на добрые советы и дельные наставления. Очень желательно, чтобы взрослые вместе с детьми смотрели различные научные и познавательные телепередачи и фильмы. С одной стороны, они помогут малышам разобраться в увиденном и своими руками повторить показанные на экране незамысловатые опыты, похожие на игру. С другой же стороны, и сами родители получат наглядный урок искусства доходчиво говорить о серьезных вещах с маленькими детьми, приучая их подмечать интересное и становиться исследователями. Нет сомнения, что такие "занятия" - они же и развлечения — не только обогатят малышей полезными сведениями, но и помогут развитию их мыслительных способностей.