Album Rating = 8 -
1) Astronomy Domine 2) Careful With That Axe, Eugene 3) Set The Controls For The Heart Of The Sun 4) A Saucerful Of Secrets 5) Sysyphus (Parts 1-4) 6) Grantchester Meadows 7) Several Species Of Small Furry Animals Gathered Together In A Cave And Grooving With A Pict 8) The Narrow Way (Part 1-3) 9) The Grand Vizier's Garden Party (Part 1: Entrance; Part 2: Entertainment; Part 3: Exit).
I'll tell you this: это слишком даже для Pink Floyd. Ибо тут вы имеете дело с совершенно уникальным материалом. Уникальным не только среди всего остального каталога Pink Floyd, но уникальным и вообще в принципе. И если после прослушивания этого альбома вы окончательно не убедитесь в том, что эти парни прилетели с другой планеты, значит вы.....не прослушали этот альбом. Который включает в себя, возможно, самые фантастические и невообразимые звуковые эксперименты за всю историю человечества. Man, вы даже и не догадывались, что многие из представленных здесь звуков вообще могут существовать. Структурно альбом делится на концертную часть, куда вошли некоторые потрясающе сыгранные классические номера группы, а также и собственно суперэкспериментальную авангардную часть, где каждому из участников группы была дана возможность раз и навсегда выяснить, где заканчиваются границы их музыкального воображения. Собственно, эксперименты начались уже с обложки, на которой запечатлен бесконечный эффект картины в картине.
Итак, для удобства и буду рассматривать каждые из упомянутых выше частей по отдельности:
1. Концертная часть.
Первые 4 песни. И Astronomy Domine, - единственная из них, которая звучит хуже своей студийной версии. Я не до конца просек, кто заменил там Баррета на вокале, но вокал тут звучит очень слабо и практически не слышно. А главная серединная фантастическая инструментальная часть подверглась тут довольно сильной переделке. Гитарное соло звучит конечно не так впечатляюще, как на оригинале, - в нем слишком много наложений и уже нет той кристальной холодной и ясной выделенности и чистоты. А после него вдруг неожиданно вставлен скучнейший и пришедшийся тут абсолютно не к месту синтезаторный отрывок. Который в конце концов опять сменили агрессивные запилы Гилмора. Тут также гораздо более слабая по сравнению с оригиналом барабанная работа. Да, ударные звучат более приглушенно и сухо тут. Зато Careful With That Axe, Eugene получилась тут настоящей песней-ужастиком, которая звучит бесконечно круче своей исходной студийной версии. Вещь условно делится на 3 части: вступление, кульминация и спад. Во вступлении гениально постепенно подготавливается и нагнетается атмосфера будущего кошмара, что мастерски достигается этими странными лаконичными басовыми проигрышами, тревожными синтезаторами и чьим-то болезненным и изможденным плачем на фоне. Эта вступительная часть, - реально один из самых захватывающих и напряженных моментов в истории музыки. Постепенно атмосфера становится все более и более напряженной, басы плавно увеличивают скорость, синтезаторы на фоне также становятся очень нервозными. И вот....все это страшное черное напряжение вырождается в ..... WAAAAAAAAAAAU-WAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAUUUUUUUUUUUUUUU!, - этот жуткий, душераздирающий и пробирающий до самых костей вопль вы не забудете уже никогда! Maaaan....как они смогли воспроизвести этот звук?! По сюжету этот вопль выразил ужасающую вспышку агрессии героя песни. Хотя я всегда думал, что его в этот момент просто саданули топором. И далее тут уже начинается настоящая буря в виде драйвовых гитарных запилов, а также периодически все того же истеричного вопля на фоне. Звучит конечно круто, но лично мне эта часть показалась довольно затянутой и однообразной. И куда больше впечатлили непосредственно пролог и эпилог. К которому плавно и привел весь этот ураган. Эпилог также наделен мощным 2-тактным басовым риффом (правда с немного др. нотами и уже еле различимым) и невероятно атмосферен. Мдаа....суперский музыкальный триллер! Еще одна подлинная жемчужина концертной части, - Set The Controls For The Heart Of The Sun. Эта вещь также невероятно расцвела тут, по сравнению с оригиналом. Главным образом засчет более масштабного и эпичного синтезаторного наполнения. А также крайне органично сочетающегося с общей концепцией и атмосферой замедленного ритма и еще массы других очень удачных звуковых эффектов здесь. И все это обслуживает просто гениальную мелодию. Когда Роджер читает свои мантры под этот а-ля африканский звук барабана и таинственные восточные синтезаторы....оооо....это прямо магия чистой воды! Эта вещь, - просто идеальный выбор для транса/медитации. С 2:30 песня все более и более разгоняется и тут начинает твориться что-то уже совершенно запредельное. Фантастические гитарные эффекты/искажения Гилмора причудливо сплетаются с этими эфемерными и потусторонними синтезаторами Райта + также неистово бесятся и ударные Мэйсона. И все это в буквальном смысле отправляет вас в какое-то иное измерение! В конце концов все это лопается и оставляет вас все с тем же гениальным басовым риффом Роджера и невероятно загадочными холодными синтезаторами Райта. Эта песня способна впечатлять как на своих "взлетах", так и на своих "падениях" (тихих частях). И наконец еще один мегамонстр, - A Saucerful Of Secrets. Стоит ли говорить, что и этот номер звучит тут куда более впечатляюще, чем в студии? Во-первых, вступительная часть опять же гораздо более атмосферная, масштабная и с более явно выраженной мелодикой. Единственный ее недостаток, - ребята чересчур переборщили с громкостью в момент кульминации этого отрывка (3:00 - 3:22). Я о том, что регулятор громкости на вашей системе к этому моменту вряд ли будет зафиксирован на том же положении, как и при начале песни. Тем не менее с 3:23 все это "разрешается" в мегаатмосферный и мегагипнотический ритм, сопровождающийся по традиции совершенно невероятными гитарными и синтезаторными эффектами! И теперь я почти уверен, что тут уж точно не обошлось без терменвокса. "Светлый" органный умиротворяющий отрывок-катарсис тут также удался на славу. Кстати, кто тянул эту глубокую и трагическую вокальную партию в конце? Roga?
2. Экспериментальная авангардная часть.
2.1. Материал Лэфта: Sysyphus (Parts 1-4). Основная тема этого опуса торопливо проигрывается в его короткой вступительной 1-вой части. Этакий эпичный и величественный восточный мотив. Для легенд о мифических богах (в частности Сизифе) подходит идеально. Во второй части в основном доминируют незамысловатые пианинные пассажи. Которые начинают звучать довольно угрожающе к концу, благодаря затрагиванию их самых нижних диапазонов, а также подкреплению раскатистыми громовыми эффектами. Третья часть тоже довольно тупа, т.к. наполнена различными атональными и сумбурными звуками. А под конец там уже установилась полная вакханалия из каких-то писков, воплей и просто глупого грохота. 4-ая часть началась весьма умиротворенно и странно...все эти щебетания птичек, эти тихо пролетающие в небе самолеты, природа....да, если вы заснули, не трудитесь заводить перед этим будильник, - вы автоматом разбудитесь на 3:14. Т.к. вас оглушит внезапная грозная синтезаторная стена, которая перерастет в мегамощные и эховатые барабаны. А потом сквозь вновь возникший клавишный туман со странными звуковыми завихрениями внутри него вдруг снова проявилась главная тема из части №1. Теперь эта тема звучит гораздо медленнее и еще более величественно. А также подкрепляется громовыми ударными. Супер. Так и представляешь Сизифа, вечно катящего камень. Или же исполинского китайского императора на троне. Но в целом опус, за исключением этой мощной главной мелодии, ничего интересного не содержит. И итоговый вердикт такой: эксперимент Райта, к сожалению, практически провалился.
2.2. Материал Flameса: Grantchester Meadows &......я действительно должен писать и это второе название тут? Но это же тааааак доооолго. Скопировать название этой второй его "песни"? Но и это не быстрее. Писать тут название 2-го эксперимента Роджера так же долго, как писать, скажем, название альбома "My People Were Fair And Had Sky In Their Hair... But Now They're Content To Wear Stars On Their Brows " группы Tyrannosaurus Rex, чего я тоже никогда не стал бы тут делать. И посему. Остановлюсь пока на Grantchester Meadows. Похоже Роджер реально почувствовал себя в своей тарелке, начав играть неспешную акустику на прошлом альбоме. Ибо тут он опять начал вычитывать свои неторопливые прибалдевающие мантры под тихую акустическую гитару. До этого почти целую минуту заставив нас слушать разные природные звуки: птичек и т.д. Непосредственно сама баллада довольно скучна и не несет в себе ничего особенного...обычная расслабуха под гитарку на природе. Ну мудренько, мудренько конечно....но....сонливо. Но вы может быть и проснетесь, когда какой-то хмырь в деревянных башмаках смачно грохнет там муху под самый конец. И затем неизбежно наступает.....мммм...номер, куда Роджер похоже слил сразу всю полагающуюся ему норму экспериментальности, т.к. в прошлой песне этой экспериментальности было чуть. Итак, песня за/под №7 (вот так мы вывернемся) представляет из себя ЧИСТО звуковой эксперимент. С хлопками, торопливым бегом чьих-то маленьких тяжелых ножек, самыми разнообразными завываниями, всхлипываниями, щелканьями, яростными щебетаниями различных известных и неизвестных науке животных существ. Одно из которых постоянно долбит своими маленькими ручонками по чему-то, напоминающему ручной барабан. При этом на фоне постоянно маячит назойливая кукушка, а лидер всего этого сумасшедшего балагана, как заведенный, с неким странным придыханием постоянно роботоподобно выпаливает какое-то непонятное заклинание. А затем в этом собрании случается некое истощение энергии, и когда некоторые его члены начинают истошно плакать, завывать и вот-вот начнется глобальная драчка, слово берет их лидер (в озвучке дяди Уотерса). Который авторит(ар)(тет)но начинает толкать с высокой трибуны какую-то официозную речь на неизвестном языке перед всем этим сбродом, усиливая ее эхом. Причем существа внизу очевидно не всегда бывают ею довольны, т.к. оттуда временами раздается что-то вроде спонтанных и торопливых мини-вспышек гнева. Под конец лидер радостно и тягуче что-то провозглашает и распускает собрание. No comments here.
2.3. Материал Ги(л)мора: The Narrow Way (Part 1-3) (не знаю, имеет ли это название какое-либо отношение к библейскому понятию узкого пути в Царство Небесное, или нет). Первая часть тут тоже акустическая, но поэнергичнее аналогичного материала Вотерса здесь. И с прикольными эховатыми эффектами уже электрогитар на фоне. Эту часть Гилмор заканчивает атональным передергиванием струн, после чего сразу же стартует ч.2, для которой он подбирает классный яростный гитарный рифф. На фоне и без того мощного воздействия которого добавлена как всегда масса различных впечатляющих звуковых эффектов и палитр. Которые в конце концов плавно стирают этот рифф и погружают вас в полную вакханалию синтезаторных коллажей. А потом под снижающуюся в тоне сирену мы перемещаемся в 3-ю часть...где Гилмор вдруг неожиданно подал голос, и эта часть превратилась во вполне полноценную песню. Со странной и не вполне внятной мелодией. Но довольно грозной и атмосферной.
2.4. Материал Ма(эй)сона: сюита The Grand Vizier's Garden Party. Коротенькое вступление под названием "Вход": небольшой атмосферный флейтовый проигрыш и предварительной разминкой на ударных. Основная часть под названием "Развлекуха". Начинается с интересно смикшированных (как будто дубасят по оловянному тазу) и как бы катящихся коротких ударных проигрышей, подкрепляемых странным звуком барабанных тарелок. Кроме того, сюда также добавлен звук палочки и некое очень своеобразное и как бы затертое техническое синтезаторное звучание на фоне. Постепенно оно усиливается и, становясь похоже на звук взлетающего самолета, в конечном итоге превращается в..... звук уже летящего самолета. На этом фоне вдруг проступает необычайно таинственная и трагическая психоделическая синтезаторная мелодия, похожая на похоронную. Когда она заканчивается, в эфире появляется зловещая барабанная стена, не предвещающая ничехо хорошего. Но вдруг ее постоянный фон начинает точечно прерываться отрывками с тишиной, и все это становится похоже на некую азбуку Морзе. Затем мы слышим некие "сварочные" звуки, и в игру впервые вступает в последствии до безумия надоевшая коротенькая тонкая эховатая дробь. Потом кидаются эффекты "сварочных", заикающихся и прерывающихся барабанов. Последние из которых обладают объемным и как бы закладывающим все пространство звуком. После чего та тоненькая дробь начинает прилипать к этим объемным звукам. И при каждом следующем проигрыше норовит закончиться все быстрее и быстрее, одновременно трансформируя и свое звучание. Которое в конце концов становится похоже на какие-то отрывистые кукушечьи крики. А завершается все обычным драм-соло, куда также пыталась втереться та маленькая назойливая дробь. Затем финал с названием "Выход" в виде тех же флейт. И в целом также довольно слабенькое выступление ударника здесь.