Найти в Дзене

Сколько русской крови было в русских царях

Ни для кого не является секретом, что в результате череды браков между российскими императорами и немецкими принцессами, начавшейся с Петра III и продолжавшейся до свержения монархии в России, династия, правившая Российской империей, из русской фактически превратилась в немецкую. Но вот то, что в результате этого последние российские самодержцы даже потеряли право носить фамилию Романовых и сами официально это признавали – знают немногие. Давайте разбираться, почему так получилось. Прямая женская линия Романовых пресеклась вместе со смертью императрицы Елизаветы Петровны (последней дочери Петра I) в 1762 году. Мужская линия пресеклась ещё раньше – в 1730 году – после смерти Петра II. Таким образом на российском престоле под именем Петра III оказался Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, который был племянником Елизаветы и, соответственно, внуком Петра Великого по матери. От его женитьбы на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской (будущей Екатерине II

Ни для кого не является секретом, что в результате череды браков между российскими императорами и немецкими принцессами, начавшейся с Петра III и продолжавшейся до свержения монархии в России, династия, правившая Российской империей, из русской фактически превратилась в немецкую. Но вот то, что в результате этого последние российские самодержцы даже потеряли право носить фамилию Романовых и сами официально это признавали – знают немногие. Давайте разбираться, почему так получилось.

Прямая женская линия Романовых пресеклась вместе со смертью императрицы Елизаветы Петровны (последней дочери Петра I) в 1762 году. Мужская линия пресеклась ещё раньше – в 1730 году – после смерти Петра II. Таким образом на российском престоле под именем Петра III оказался Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, который был племянником Елизаветы и, соответственно, внуком Петра Великого по матери. От его женитьбы на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской (будущей Екатерине II) и появления наследника престола – Павла I и принято считать как доля русской крови в жилах русских царей начинает стремительно сокращаться.

Но тут «эксперты-любители» допускают две серьёзные ошибки. Во-первых, считая Петра III наполовину русским по матери и наполовину немцем по отцу. Забывая при этом, что его мать – Анна Петровна была дочерью Петра I и Екатерины I (в девичестве – Марты Самуиловны Скавронской), а значит и сама была не чистокровной русской. Фактически, уже Пётр III был русским только на четверть, а его сын от немки – Павел I - лишь на одну восьмую. Во-вторых, и это главное, с этого момента никаких Романовых уже не существует. Карл Петер Ульрих – первый представитель новой династиии на российском престоле – Гольштейн-Готторп-Романовых, как и записано в любых генеологических справочниках. И русской эту династию уже никто не считал.

Коронационный портрет императора Петра III. Худ. Л. Пфанцельт
Коронационный портрет императора Петра III. Худ. Л. Пфанцельт

Все императоры, правившие после Петра III, брали в жёны либо немецких, либо датских принцесс, в результате чего в Николае II, например, русской крови осталось только 1/128, то есть – менее 1%. Но вернёмся к фамилии, которую носили российские самодержцы.

Называться Романовыми им не позволяло их происхождение, так как во всех официальных документах их титулатура должна была быть безупречной с точки зрения международного права, а носить фамилию Гольштейн-Готторпы было нежелательно с точки зрения лояльности подданных. Поэтому императорская семья в России фамилии вообще не имела. Государя называли по имени и номеру, а его родственников – просто великими князьями и княгинями с именем и отчеством, но без фамилии. Например, Наместником на Кавказе в 1915-1917 годах был великий князь Николай Николаевич, как он и именовался во всех документах. Фамилия «Романовы» не упоминается даже в Основных государственных законах 1906 года, где в статье 25 говорится:

«Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме».

Также о династии как о Романовых не сказано ни в одном справочнике или энциклопедии, изданной с середины XVIII века и до революции 1917 года, но, при этом, и ввоз любой заграничной литературы, где монархи именовались Гольштейн-Готторпами, также был запрещён. Получается забавный парадокс – Императорская Фамилия формально на территории своего государства никакой фамилии не носила.

Николай II. Худ. И. Репин
Николай II. Худ. И. Репин

Что же касается национальности последних российских самодержцев то, с одной стороны, русской крови в них уже не было, но, с другой стороны, считать её количество в представителях немецкой династии – просто глупо.