Участвовать в тендерах или нет – почти гамлетовский вопрос. Кому-то это не нужно – и так работы море (хотя даже студия Артемия Лебедева постоянно подает заявки). Кто-то верит в мифы о тендерах и попросту боится. Давайте разберем, в каких случаях участие в тендерах необходимо для digital-агентства.
Когда нет денег на рекламу
О студии Лебедева знают все. Но что делать, если вы небольшое или недавно открывшееся агентство и полученной прибыли хватает только на зарплату сотрудникам и решение оргвопросов? Тут уж не до рекламы – на плаву бы остаться…
В этом случае тендеры станут новым каналом продаж. Участие в конкурсе – это бесплатный способ заявить о себе, разрекламировать свои услуги и профессиональные успехи сотрудников, попасться на глаза перспективным клиентам.
Когда нужны крупные клиенты
Если к вам приходит одна мелочевка – пора задуматься о поиске крупных клиентов. Тендеры на Workspace часто публикуют заказчики с громкими именами (например: Газпромбанк Автолизинг, Газпром-Медиа, Леруа Мерлен Восток, СТС-групп и другие) и большими бюджетами. Предупредим сразу - большинство тендеров не дотягивают до премиум сегмента, но многие можно отнести к среднему или даже верхнему. Поэтому пока ваши конкуренты бомбардируют компании холодными письмами, вы можете связаться с ними напрямую, подав заявку на участие в тендере.
Это ваш шанс получить хороший заказ на месяцы, а то и годы вперед. Ведь с надежными подрядчиками люди работают на постоянной основе. Стоит один раз выиграть тендер – велика вероятность, что к вам обратятся снова.
Кроме того, заказ от крупного клиента можно и нужно разместить в портфолио. Это наглядная демонстрация того, что вы востребованы на рынке и можете конкурировать с серьезными агентствами. Это признание вашего мастерства и укрепление деловой репутации.
Когда нужно нарабатывать связи
Даже крупное агентство иногда упирается в потолок: все ресурсы исчерпаны, работа идет только по сарафанке, хочется свежей крови. Участие в тендере – отличный способ завести новые знакомства в профессиональной среде. И не просто познакомиться, а предметно пообщаться по сути работы, подав заявку на участие.
В этом случае цена даже не главное. На первый план выходят полезные связи, которые пригодятся в будущем.
Когда нужно занять сотрудников полезным делом
Мало заказов, сотрудники сидят без дела – дайте им работу, пусть готовят материалы для участия в тендере! В отличие от госзакупок, на Workspace не требуется оформлять горы документов, электронно-цифровую подпись и прочие бюрократические заморочки. Все, что нужно – это внимательно изучить предложения организаторов, подготовить портфолио, убедиться, что у сотрудников есть необходимые компетенции и подавать заявку.
Некоторые агентства накануне низкого сезона (лето, зимние праздники) заранее начинают изучать тендерные заявки, чтобы не было просадок по загрузке сотрудников.
Когда нужно прокачать скиллы
Допустим, у вас небольшое контент-агентство. Вы занимаетесь потоковыми и не особо интересными вещами: создаете для клиентов описания карточек товаров, пишете статьи для блогов. А душа требует более масштабных и интересных задач: например, полноценного анализа бизнеса клиента, составления контент-стратегии, разработки блога с нуля.
Но где искать таких клиентов? Холодные звонки и презентации не работают, сарафан у вас пока маловат и узковат. Регистрируйтесь на тендерной площадке, выбирайте подходящую задачу, в которой хотите прокачать свои силы, и вперед – действуйте!
Многие организаторы тендеров признаются, что качественная проработка заявки и хорошая идея для них чаще важнее, чем срок работы на рынке или ценник агентства. Имейте это в виду!
Несколько советов для участников тендеров
- Внимательно изучайте задачу: ее суть, особенности, сроки выполнения. Сколько заявок было отклонено только потому, что участник невнимательно читал ТЗ!
- Постарайтесь понять заказчика. Если в ТЗ задача прописана слишком кратко и непонятно – не стесняйтесь запрашивать конкретику. Так организатор тендера оценит серьезность ваших намерений, а вы разберетесь, что именно придется выполнять.
- Анализируйте предложения конкурентов и отстраивайтесь от них. Лучше всего не ценой (демпинг – штука неоднозначная, даже новичкам не рекомендуем снижать цену), а собственными компетенциями.
- Если вы новичок – не замахивайтесь сразу на крупный тендер, попробуйте силы на небольших проектах.
- Старайтесь запомниться после после первого своего сообщения. Порой в тендерах участвуют более 10 или даже 20 агентств. Чем эффектнее вы выделитесь из общей массы - тем больше шансов в итоге выиграть тендер. И пусть для организатора тендера вы сначала будете просто “аааа, это те, у которых в презентации прикольные мемасы” или “кстати, одно из агентств сразу драфт концепции к отклику прикрепило”. Зато вы запомнитесь и наверняка сразу войдете в шорт-лист.
- Назначьте ответственного за участие в тендерах (обычно это офис-менеджер, менеджер проектов или специалист по продажам). Доверьте ему подготовку документации, мониторинг тендеров и проработку откликов на них. Систематизация позволяет существенно снизить временные затраты и повысить эффективность участия в тендерах.
- Подпишитесь на бесплатный агрегатор тендеров и получайте сообщения о них на почту. Так вы не пропустите интересные для вашего бизнеса объявления.