Найти в Дзене
Человек-метро

Кольцевая линия метро в Петербурге

В 2021 году в Петербурге запланировано начать проектирование первого участка кольцевой линии метро – от «Горного института-2» до «Лесной-2», для того, чтобы к 2031 году его уже запустить. Вместе с газетой "Петербургский дневник" мы решили немного изучить мировой опыт строительства кольцевых и сравнить современные проработки петербургской линии с ее изначальным вариантом родом из СССР.

Прекрасное далекое будущее) Источник: topsbp.tv
Прекрасное далекое будущее) Источник: topsbp.tv

Удивительно, но в мире оказалось не так уж и много кольцевых линий метрополитена - буквально около десятка на весь земной шар!


Наиболее примечательным, пожалуй, является самое первое кольцо. Это линия метро в шотландском городе Глазго. Представляете, в 1896 году там открыли метро и...больше никогда его не достраивали. Все 15 станций "посажены" на замкнутую трассу. Чего и говорить - там даже платформы станций закруглены, то есть, размещены на кривом участке пути!

Схема метрополитена в Глазго. Источник: Wikipedia.org
Схема метрополитена в Глазго. Источник: Wikipedia.org

А вот к идее дополнить существующую сеть линий метро новым пересадочным контуром (так по-научному можно обозвать кольцевую), по всей видимости, впервые пришли в Лондоне. Там метрокольцо открыли в 1949 году, причем в состав него вошел участок, который является вообще самым первым метрополитеном в мире, открытым в 1863 году.

Схема кольцевой линии метро в Лондоне. Автор: Maximiljan, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18863446
Схема кольцевой линии метро в Лондоне. Автор: Maximiljan, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18863446

В 1950-м году году окольцевались под землёй токиийцы - там аж целых 29 станций (как длина полноценной серьезной линии в Петербурге или Москве).
Сейчас кольца есть в Осло, в Мадриде, в Пекине, Сингапуре и Шанхае. 29 сентября 2019 года кольцевую линию открыли в Копенгагене.

На территории бывшего СССР ситуация скромнее. Пока что единственная полноценная кольцевая линия метро есть только в Москве. При этом построили её в достаточно сжатые сроки. И это немудрено, учитывая, скажем так, стиль руководства и изыскания ресурсов в те годы. Кольцо в Москве сдавали в три этапа: по четыре станции в 1950, в 1952 и в 1954 году. Таким образом вождь всех народов, восхваляемый на некоторых станциях, так по полноценному кольцу проехаться и не успел.

Надо отметить, что в ближайшее время в российской столице откроют еще одно кольцо - БКЛ (Большая кольцевая линия). Там будет аж 60 с лишним километров пути - с ума сойти от восторга можно! Линию вовсю строят и даже часть станций уже введена в эксплуатацию.

Кто же будет следующим из постсоветских метробратьев? По всей видимости это будут ребята из Ташкента. Сейчас в столице Узбекистана мощными темпами возводят кольцевую наземную линию. Пока у меня есть небольшие сомнения относительно выбора её трассы и организации пересадки на действующие линии, но хозяевам виднее.

К идее постройки метрокольца также подошли в Баку и Минске. Первые хотят приспособить к кольцевой езде часть уже построенных линий, а вторые пока только решили, что возьмутся за кольцевую после окончания третьей зеленолужской линии (но там стройка вовсю кипит, в следующем году уже пойдут первые поезда по четырем станциям).

Вообще, друзья, кольцевая - это очень долгое и дорогое строительство. Что касается СССР и периода новейшей истории Москва могла и может себе это позволить, все ресурсы для этого почти всегда были. Сейчас кольцевая в столице одна из самых востребованных линий метро, поскольку она обеспечивает связь между районами, разгружает пересадочные узлы в центре, связывает большинство железнодорожных вокзалов. Более того, кольцевая линия в ряде случаев позволила столице быстрее развивать метрополитен в нуждающиеся городские районы - достаточно было сперва подвязать новые участки к кольцу с противоположных сторон и лишь затем соединить их в центре.

План линий Ленинградского метро, подготовленный ЛНИИКХ в 1937 году. Светло-синим цветом показан участок условно кольцевой линии. Источник: сайт "Мир метро", http://mirmetro.ru
План линий Ленинградского метро, подготовленный ЛНИИКХ в 1937 году. Светло-синим цветом показан участок условно кольцевой линии. Источник: сайт "Мир метро", http://mirmetro.ru

Что касается Санкт-Петербурга, то здесь о строительстве кольцевой начали размышлять еще в 1930-х годах. Уже тогда благодаря трудам проектировщиков из Ленинградского научно-исследовательского института коммунального хозяйства сформировалось понимание, что такая линия будет необходима второму городу страны. Примечательно, что по эскизам довоенных специалистов можно примерно представить масштабы стройки - ленинградское кольцо явно должно было превосходить столичное по размерам. Можно смело утверждать, что ленинградский вариант был бы гораздо масштабнее и позволил бы решить транспортные задачи на ином уровне. Если провести эксперимент и московскую кольцевую линию наложить на карту Петербурга, то стало бы понятно, какая она на самом деле маленькая. Давайте оценим вместе!

Наложение кольцевой линии метро в масштабе на план Петербурга
Наложение кольцевой линии метро в масштабе на план Петербурга

Что мы видим? Север кольца проходит в районе "Горьковской", а юг – у Обводного канала. С учетом размещения существующих пересадочных станций в центре Петербурга выглядит немного абсурдно - не очень эффективно!

Строительство ленинградской кольцевой начали активно прорабатывать в конце 1980-х годов. Сначала планировали разобраться с первыми двумя очередями ибо попробуй сразу забабахай такую линию рядом с центром города, да еще и на большой глубине!

Таким видели кольцо в конце 1980-х гг. Схема Игната Черняева для форума http://subwaytalks.ru
Таким видели кольцо в конце 1980-х гг. Схема Игната Черняева для форума http://subwaytalks.ru

Кольцевую линию при СССР хотели начать от «Василеостровской-2» - в то время уже понимали, что с бутылочным горлышком в лице «Василеостровской» надо что-то делать, поэтому его хотели «расширить» в том числе с помощью кольца. Кстати, в ближайшем будущем дополнительный выход на загруженной "Ваське" появится, но в качестве самостоятельного вестибюля и наклонного хода, без станции кольцевой.

Задел под строительство камера для второго выхода и пересадки на кольцевую линию на станции "Василеостровская". Источник: djtonik
Задел под строительство камера для второго выхода и пересадки на кольцевую линию на станции "Василеостровская". Источник: djtonik

Станция "Спортивная" и её нижний ярус. Как видим - платформа есть, а путей нет!
Станция "Спортивная" и её нижний ярус. Как видим - платформа есть, а путей нет!

Следующей в пути для пассажиров кольца должна была стать «Спортивная». Уникальная двухъярусная конструкция этой действующей станции до сих пор является поводом для вопросов - куда делись рельсы?Ложементы под нереализованные пока пути напоминают о советских планах по строительству кольцевой. Здесь планировали организовать удобную пересадку по аналогии со станцией «Технологический институт».

Когда-нибудь в будущем станция "Спортивная" будет выглядеть так! Мой старый рисунок, Adobe Flash
Когда-нибудь в будущем станция "Спортивная" будет выглядеть так! Мой старый рисунок, Adobe Flash

После «Спортивной» поезда должны были привозить людей на «Введенскую», однако ее необходимость до сих пор вызывает споры. Безусловно тенденция к сокращению расстояний между станциями метро хороша, но в случае с Петербургом пока что это большая роскошь, учитывая сколько еще районов не имеют достаточного покрытия сетью метрополитена. Дело в том, что в районе Введенской улицы на Петроградской стороне метрополитена и так достаточно - сейчас в районе аж четыре станции! Рядом «Горьковская», «Петроградская», «Спортивная» и «Чкаловская». Кстати, проектировщики конца 1980-х видели "Введенскую" односводом.

Следующая остановка на «Петроградской-2» (переход на Московско-Петроградскую линию), а затем на «Гренадерской». Вестибюль этой станции планировали построить на улице Чапаева. Станцию также предполагали сделать односводчатой, по моде тех лет.

В качестве временно конечной первого участка кольцевой должна была стать станция с рабочим названием «Выборгская-2». Чего и говорить, я и некоторые сочувствующие теме метростроения коллеги долго время были убеждены, что станцию или хотя бы подходные выработки к ней во всю строятся. Дело в том, что долгое время на Гренадерской улице недалеко от вестибюля станции метро "Выборгское" располагалась огражденная территория с массивным шахтным копром - башней. Один в один как те, которые использует метрострой. Разгадка пришла впоследствии с изучением матчасти - это была шахта строящегося главного канализационного коллектора - мегадолгостроя, который закончили только в 2008-2011 гг.

Примерный вид того, что мы принимали несколько лет за шахту метростроя.
Примерный вид того, что мы принимали несколько лет за шахту метростроя.

В итоге от всей кольцевой петербуржцы успели получить только «Спортивную». Из-за нехватки денег в постсоветской действительности ее строили девять лет и открыли только в 1997 году.
Сейчас можно аккуратно предположить, что если бы до развала СССР успели бы начать строительство кольца, как начали, например, Фрунзенский радиус, то сейчас ее и достраивали, а не начинали Красносельско-Калининскую линию. У кольцевой были бы все шансы появиться на карте ленинградского-петербургского метро в более короткие сроки.

Советский проект в настоящее время не назвать самым оптимальным вариантом. За тридцать лет город развивался - появились новые жилые районы, а некоторые прежние предприятия и прочие места притяжения были наоборот упразднены. Тем не менее многие решения актуальны и по сей день и скорее всего могут быть использованы при проектировании.

Нынешний проект кольцевой линии. Схема автора канала
Нынешний проект кольцевой линии. Схема автора канала

Теперь сравним петербургские метрокольца разных эпох. Изменения незначительные, но есть некоторые отличия. Линию продлили на юго-запад, начав её от станции «Горный институт-2», перейти на которую можно будет со строящейся одноименной станции на четвертой линии петербургской подземки. Следующей станет «Василеостровская-2», потом «Спортивная-2», «Петроградская-2» (как видим, "Введенской" уже нет!). Оттуда – на «Кантемировскую», а закончится первый этап кольцевой на «Лесной-2» (а не у "Выборгской").

Таким образом, в нынешнем проекте, начав от «Горного института», кольцевой связали все действующие линии метро, и это, безусловно, дальновидное решение. От «Введенской» отказались совсем, а «Гренадерскую» перенесли к Кантемировскому мосту, дав ей название «Кантемировская», причем, в нынешнем решении вестибюли этой станции планируют разместить по разным берегам Большой Невки. Один в Выборгском районе, другой – в Петроградском. Переезд конечной на одну станцию вверх – это по всей видимости решение, продиктованное текущей и перспективной градостроительной обстановкой, потому что в районе станции «Лесная» сейчас идет активное жилое строительство.

От «Лесной-2» кольцевая линия должна когда-нибудь дойти до «Ладожской» через станции «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект» и «Большеохтинскую».

Хочу отметить, что даже первый участок из семи станций (6 новых станций + "Спортивная") будет строится не менее шести-семи лет из-за трудоемкости (все станции кроме одной - пересадки со всеми вытекающими: переходные коридоры, лестницы, малые эскалаторы и прочие радости!) и преимущественного строительства в стесненных условиях плотной городской застройки, включая историческую. С учетом второго куска до "Ладожской" - это еще лет шесть. В соответствии с текущей стоимостью объектов-аналогов (условно, конечно) петербургское подземное полукольцо обойдется в сумму порядка 200 млрд рублей. Это, грубо говоря, семь стадионов на Крестовском острове или один Крымский мост, чтобы вы могли представить масштаб "бедствия". Так что жителям Петербурга стоит запастись терпением и вместе со мной помечтать о светлом кольцевом будущем!

На этом всё, спасибо большое за внимание! Подписывайтесь, задавайте вопросы и предлагайте интересные темы для обсуждения!