Найти тему

Американский одноместный двухдвигательный штурмовик A-10 Thunderbolt II

Фотография взята из открытого источника
Фотография взята из открытого источника

Летно-технические характеристики:

  • Первый полёт: 10 мая 1972 года
  • Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год
  • Годы производства: 1975 — 1984
  • Единиц произведено: 715 экземпляров
  • Экипаж: 1 человек

Размеры:

  • Длина: 16.26 метра
  • Размах крыла: 17.53 метра
  • Высота: 4.47 метра
  • Площадь крыла: 47.01 м²
  • База шасси: 5.40 метра
  • Колея шасси: 5.25 метра

Вес:

  • Масса пустого: 9176 килограмм
  • Масса снаряжённого: 10515 килограмм
  • Нормальная взлётная масса: 13628 килограмм
  • Максимальная взлётная масса: 21148 килограмм
  • Масса топлива во внутренних баках: 4830 килограмм
  • Объём топливных баков: 6200 литров

Двигатели:

  • Тип двигателей: 2хТРДД General Electric TF34-GE-100
  • Тяга: 2х40.32 кН (4112 кгс)

Скорость, дальность полета, практический потолок:

  • Максимально допустимая скорость: 834 километров/час
  • Максимальная скорость: 722 километров/час у земли
  • Крейсерская скорость: 555 километров/час у земли
  • Длина разбега: 1152 метров
  • Длина пробега: 623 метров
  • Практическая дальность: 740 километров
  • Перегоночная дальность: 4647 километров
  • Практический потолок: 13380 метров

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное: 1х30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30х173 мм
  • Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем), может быть задействовано в вылете только 10: (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
  • центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 килограмм
  • 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 килограмм каждый
  • 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 килограмм каждый
  • 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 килограмм каждый

Боевая нагрузка: 7257 килограмм

Управляемые ракеты:

  • ракеты «воздух-воздух»: 2хAIM-9
  • ракеты «воздух-поверхность»: 6хAGM-65

Неуправляемые ракеты:

  • 4хблока LAU-61/LAU-68
  • 6хблоков LAU-10

Бомбы свободнопадающие:

  • фугасные: 24х227 килограмм Mk82 или 6х908 килограмм Mk84
  • зажигательные: 8х340 килограмм BLU-1 или 340 килограмм BLU-27/B с напалмом
  • кассетные: 20хMk-20 Rockeye II, 20х350 килограмм CBU-52, 20х370 килограмм CBU-71, 10хCBU-38 или 16хCBU-70
  • Бомбы управляемые: 4хGBU-8 или GBU-10 или 6хGBU-12
  • Подвесные артиллерийские установки: 2хSUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A

История создания и интересные факты

A-10 Thunderbolt II, американский одноместный 2 двигательныq штурмовик созданные компании Fairchild Republic. Его основной специализации стала борьба с наземными целями. В первую очередь с танками и другой бронетехникой противника, данный самолет знаком практически всем любителям авиации и отличается узнаваемым и хорошо запоминающимся внешним видом. Свое название A-10 Thunderbolt II, получил в честь знаменитого американского истребителя бомбардировщика времен Второй Мировой Войны Republic P-47 Thunderbolt, который был настоящей головной болью немецких танкистов на западном фронте.

A-10 Thunderbolt II, стал первым самолетом американских ВВС, специально созданным для непосредственной авиационной поддержки, сухопутных войск на поле боя. Это достаточно простой, живучий и эффективный реактивный самолёт. После принятия на вооружение, ВВС США долгое время относились к машине, как "Гадкому утёнку", что было обусловлено, как ограниченностью его применения, так и не самым обычным внешним видом, за которую самолет даже получил неофициальное прозвище "Бородавочник".

Машина достаточно долго подвергалась критике в американских ВВС, даже подумывали избавиться от него в пользу истребителя F-16 Fighting Falcon, но неожиданно, успешное боевое применение A-10 Thunderbolt II во время первой войны в Персидском заливе, навсегда поставила крест на спорах о дальнейшей судьбе этого штурмовика.

История этой машины началась в тот момент, когда ВВС Соединенных штатов, стали нести ощутимые потери от поставляемых во Вьетнам, советских установок ПВО, малокалиберной зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов. В таких условиях становилось все труднее оказывать поддержку наземным войскам.

Представив, что может произойти если американским самолетом будет противостоять не слабая система ПВО Вьетнамцев, а советские зенитчики или ПВО стран социалистического блока. После таких мыслей американские военные загорелись идеей, создания бронированного штурмовика. Этап проектирования и постройки опытных образцов был пройден сравнительно быстро и уже 10 мая 1972 года первый штурмовик A-10 Thunderbolt II поднялся в небо, всего на 20 дней опередив конкурента Northrop YA-9. Штурмовик производился серийно с 1975 по 1984 год, всего было собрано 715 единиц. A-10 Thunderbolt II, по-прежнему остается на вооружении ВВС США. На 2019 год в строю остается 243 самолета в модификации 10.

Это обновленная модель штурмовика оснащенное современным цифровым оборудованием, способный нести комплект высокоточного оружия с лазерной системой наведения на цель. Первые штурмовики A-10С Thunderbolt II, поступили на вооружение ВВС Соединенных Штатов Америки в 2006 году.

A-10 Thunderbolt II, представляет собой свободно несущий цельнометаллический низко план имеющие двух килевое хвостовое оперение и трехопорное шасси. Два турбовинтовых двигателей a General Electric TF-34 расположены в мотогондолах по обе стороны задней части фюзеляжа. Закрытая кабина пилота, расположена далеко впереди относительно крыла и оснащена возможностью катапультирования на нулевой высоте и нулевой скорости. Кабина пилота имеет бронирование и выполнены в виде ванной, которая собрана из титановых бронеплит скрепленных винтами. Бронирование в состоянии защитить пилота от снарядов калибра до 23-х миллиметров, которыми например обладает зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка". Остекление кабины выполнено из пуленепробиваемого стекла.

Необычное расположение двигателя самолета, было обусловлено стремлением конструкторов предотвратить попадание в них посторонних предметов. Во время эксплуатации воздушного судна в полевых условиях, а также с целью обеспечения удобного доступа механиком, для проведения технического обслуживания и мелкого ремонта. Помимо этого, такое расположение двигателей давало им дополнительную защищенность от огня с земли, так как двигатели были защищены хвостовым оперением и плоскостями. Максимальная допустимая скорость самолета составляет 834 километра в час, крейсерская скорость 555 километра в час.

Крыло самолета обладают достаточно большой площадью, что позволяет штурмовику маневрировать над полем боя, на малых скоростях и одновременно с этим, нести большую полезную нагрузку. Максимальная боевая нагрузка машины составляет 7260 килограммов. Максимальный взлетный вес 22680 килограммов.

Живучесть самолета была увеличена за счет использования специальной бронезащиты систем управления штурмовиком, самозатягивающийся трубопроводов к двигателю и топливных баков. Помимо этого, система управления A-10 Thunderbolt II, имеет двойное резервирование гидравлических систем, а также дополнительное ручное управление.

Хвостовое оперение самолета, было спроектировано конструкторами таким образом, чтобы при потере одного киля или даже одной из половин стабилизатора, A-10 Thunderbolt II мог продолжать свой полет. В качестве артиллерийского вооружения на самолете используется семи ствольная авиационная пушка схемы Гатлинга, калибром 30 миллиметров, боезапасом 1174 снарядов и со скорострельностью 3900 выстрелов в минуту.

Огонь ведется снарядами с гильзами изготовленными из сплавов алюминия. Авиапушка Гатлинга с вращающимся блоком стволов, специально создавалась для штурмовика A-10 Thunderbolt II, это стало его визитной карточкой. Является одной из самых мощных авиационных пушек данного калибра в мире Вес пушки составляет 281 килограмм, масса всей пушечной установки 1830 килограмм, включая систему подачи боеприпасов и барабан с полным боекомплектом.

На 11 узлах внешней подвеске могут размещаться свободно падающие бомбы следующего типа фугасные Mk82 калибром 227 килограмм, до 28 боеприпасов или Mk84 калибром 900 килограмм, до 6 штук. Кассетные Mk.20 Rockeye до 20 штук, либо CBU-52, CBU-58 или CBU-71 до 16 штук. Зажигательные BLU-1, 8 штук калибром 340 килограмм и BLU-27B с напалмом. Управляемые GBU-8, GBU-10, либо GBU-12. Управляемое вооружение самолета представлено ракетами, GM-65 Maverick различных модификаций, имеющих тепловизионное самонаведение, по принципу "Выстрелил и забыл".

Обнаружение оптически-контрастной цели, осуществляется головкой самонаведения ракеты, которая закреплена на подвеске штурмовика. Теоретически, обнаружении цели возможно на расстоянии 13 километров, но в реальных боевых условиях, как правило дальность обнаружения составляет 6 километров. Это связано с дымами над полем боя, погодными условиями и так далее. Полученная тепловизионная картинка, воспроизводится на экране в кабине пилота. После ручного сопровождения цели в течение 4-8 секунд, головка самонаведения ракеты "запирается" на цель, переходя в режим самонаведения, после чего происходит пуск.

В качестве самообороны штурмовик может использовать ракеты класса воздух-воздух. Также, возможна установка двух пушечных контейнеров SW23 с шести ствольными автоматическими пушками "Вулкан", калибра 20 миллиметров. Контейнеры с инфракрасными ловушками или с дипольным-противорадарным отражателем.

Первое боевое применение штурмовика A-10 Thunderbolt II, произошло в 1991 году, во время проведения операции "Буря в пустыне". Всего в данной операции ВВС Соединенных Штатов задействовала 144 штурмовика A-10 Thunderbolt II, которые совершили 8100 боевых вылетов. При этом было потеряно всего 7 единиц. К удивлению многих наблюдателей, неказистый внешне штурмовик, стал самым настоящим героем данной компании, наряду с ударным самолетом невидимкой F-117 Nighthawk и истребителям F-15 Eagle. По данным американских военных за время проведения операции Thunderbolt II уничтожили более тысячи иракских танков, больше чем какой-либо другой самолет участвовавшие в операции, а также 2000 единиц другой военной техники и около 1200 артиллерийских орудий.

Даже если учесть, что оценки ущерба понесенные армии Ирака, были завышены A-10 Thunderbolt II, все равно проявил себя самым эффективным самолетом на этой войне, превзойдя даже специализированный противотанковый вертолет AH-64 Apache.

Уровень боеготовности самолета во время проведения операции составляла 95.7%, что также оказалось рекордом среди всех тактических самолетов ВВС США. В одном из боевых вылетов пара штурмовиков A-10 Thunderbolt II, смогла уничтожить 23 иракских танка и подбила еще 10, во время охоты за установками запуска оперативно-тактических ракет "Скад". A-10 Thunderbolt II также показали свою эффективность ночью, уничтожив за одну ночь 6 стационарных, 3 мобильных и 3 временных пусковых установки.

Также за время боевых действий штурмовики сбили 2 иракских вертолета МИ-8 и предположительно немецкий многоцелевой ударный вертолет BT-5. Наряду с этим, во время операции "Буря в пустыне", впервые была доказана живучесть штурмовика. По словам авиационных техников, ни один другой самолет не мог бы вернуться на базу, имея такие же повреждения которые фиксировались на A-10 Thunderbolt II.

Единственным слабым местом машины в рамках данной операции, можно признать ее склонность к эпизодам с дружественным огнем, которая позднее проявилась и в других конфликтах. Это было вызвано в первую очередь, самой спецификой использование машины, которая всегда работала в непосредственной близости от своих войск.

Принимали участие штурмовики A-10 Thunderbolt II и военной операции НАТО, против союзной республики Югославии в 1999 году, взлетая с авиабаз на территории Италии. По официальной информации за время конфликта потерь данные самолеты не понесли.

При этом вновь была подтверждена высокая живучесть самолета. В дальнейшем штурмовик принял участие в Афганистане в 2001 году, а затем и в Ираке в 2003 году. В операции "свобода Ираку", которая прошла в марте-апреле 2003 года, было задействовано 60 штурмовиков A-10 Thunderbolt II. В ходе операции один самолет 7 апреля 2003 года, был сбит иракской ПВО в районе Багдадского аэропорта. Еще один самолет, под управлением пилота женщины, получил серьезнейшие повреждения, но смог дотянуть до родного аэродрома. После завершения активной фазы боевых действий и начала партизанской войны самолеты A-10 Thunderbolt II продолжили свои боевые вылеты.

Данная статья в нашей энциклопедии

Наш канал на YouTube.com

Будем рады если вы подпишетесь на наш канал, оцените статью и оставите свой комментарий! До новых встреч на нашем канале друзья!