Проблема фиксации пастели
Главной проблемой для художников, работавших в технике пастели, всегда было ее закрепление, поэтому поиски идеального фиксатива не прекращались. В рукописи Т.Т. де Майерна приведено несколько рецептов для пастелей на бумаге. Вот один из них, предназначенный для закрепления уже готовой пастели:
«Для того чтобы краска держалась на бумаге, последняя должна быть сильно впитывающей; надо взять очень жидкого рыбьего клея или гуммиарабика291 или взбитого белка, смешанного с большим количеством воды, на поверхность которых в тазу или корытце кладут оборотной стороной лист, держа его с обоих концов и совершенно его не шевеля. Клейкая вода, впитываясь в бумагу, смочит краску, не стирая ее, и высохнув, она [краска] пристанет к бумаге».
В другом рецепте методика несколько иная:
«Для того чтобы заставить пристать краски, возьмите не слишком проклеенную бумагу, пропускающую воду, намочите в очень чистой воде с рыбьим клеем и дайте ей просохнуть; сделайте вашу пастель, а затем, держа бумагу с двух концов, положите ее обратной стороной на очень чистую воду так, чтобы влага проникла насквозь, ловко снимите, дайте просохнуть, и ваша пастель будет вечной».
Пастель пытались закреплять самыми разными фиксативами – и водными и спиртовыми (молоко, желатин, казеин, шеллак). Однако было замечено, что все они изменяют цвет и тон пастели. Художники – профессионалы и дилетанты – десятилетиями бились над изобретением фиксатива, не изменяющего пастель. Время от времени раздавались сообщения о том, что подобное средство наконец найдено. В 1747 году аббат Ле Блан в «Письме о выставке работ живописи» говорит, что изобретенный господином де Ла Туром лак
«закрепляет надолго, не искажая блеска. Необыкновенно сильный и истинный колорит его портретов таким навсегда и останется. Его работы сохранятся так долго, как только могут существовать человеческие вещи».
Но уже через 150 лет Ж. Вибер предостерегал художников от употребления желатинового фиксатива, изобретенного М.К. де Ла Туром:
«Это изобретение продолжает до сего дня оказывать медвежьи услуги художникам. Введенная в краски желатина впитывает влагу и дает начало гниению, отчего пастель неизбежно погибнет».
На обороте аллегории «Зима» работы Р. Каррьеры, хранящейся в собрании ГЭ, можно прочесть надпись, свидетельствующую о том, что картина была закреплена Лорио в 1754 году. Лорио, изобретатель различных конструкций и аппаратов, еще в 1753 году предложил Парижской Королевской Академии живописи и скульптуры свой секретный метод закрепления пастелей, при котором не меняется матовость красок и тональность картины. Секрет Лорио стал известен только в 1779 году: вертикально стоящая пастель подвергается действию паров насыщенного раствора рыбьего клея с примесью уксуса или спирта. Клей осаждается на поверхности картины, придавая прочность произведению.
Альтернативный метод состоял в том, чтобы закреплять пастельную картину с оборота раствором рыбьего клея с уксусом. Известно, что в 1760-е годы в Англии некий художник получил премию Общества поддержки искусств, сумев придать прочность краскам на картине Ф. Коутса. Но этот эксперимент привел к тому, что цвета картины изменились к худшему – от теплых мерцающих тонов в сторону слишком холодных.
Дж. Рассел, будучи хорошим химиком, изобрел собственные рецепты пастельного теста и состава для покрытия грунта, что придало его картинам особую прочность и чистоту тонов. Свои методы он изложил в книге «Живопись пастелью», изданной в 1776 году. В опубликованном в 1788 году «Трактате о живописи пастелью» были обобщены многочисленные методы закрепления пастелей, ни один из которых не давал гарантии, что тон пастели будет неизменным.
В середине XIX века, судя по французскому изданию, бытовало несколько различных рецептов закрепления пастельной живописи. Водный фиксатив, созданный на основе рыбьего клея и уксуса (спирта, белого вина), можно было нанести кистью на оборот холста или бумаги, либо промазывая, либо «окропляя» основу:
«Этот способ закрепления пастели – прост, легок и безопасен, изменения, которые он дает краскам – незначительны, и прочность такова, что потом можно мыть картину, не изменяя ее цвета».
Согласно другому – более радикальному – способу, пастель нужно было погрузить лицом вниз (!) в плоскую ванну, наполненную тем же фиксативом или же водным раствором, приготовленным из желатина, «белого клея из Фландрии», белого марсельского мыла и белого вина с добавлением квасцов. Существовал также метод закрепления паром, подобный способу Лорио, только фиксатив был другим: на основе сахарного песка и спирта. Пар от этого раствора нужно было направлять на картину с задней – и даже лицевой! – сторон до полного пропитывания основы и красочного слоя. Чтобы убедиться в надежности фиксации и «убрать мелкую пыль, которая не очень хорошо зафиксировалась», автор советует в течение трех–четырех минут «прогладить краски пальцем, одну за другой, таким образом как будто вы рисуете картину».
В конце XIX века один из художников изобрел весьма остроумный метод «фиксирования», приведенный в письме К. Робера господину Меснье, эксперту:
«Лучший способ фиксирования – способ художника Пуантеллина: он заключается в смахивании лишней краски посредством ударов с левой стороны, когда пастель еще представляет собой набросок; затем рисунок вновь покрывают смелыми и широкими размахами карандаша, если это допускают размер и форма, и вновь встряхивают.После чего тонкими штрихами при помощи полутвердого карандаша исправляют погрешности, могущие произойти от этого способа. Можно быть уверенным, что раз приняты подобные предосторожности, вся краска, которой суждено было сойти, сойдет при таком способе встряхивания и, пастель, закрепленная подобным образом, не боится ни перевозок, ни толчков, ни даже трения».
Трудно назвать этот прием способом фиксации – скорее это просто способ работы пастелью.
Радикальный метод закрепления пастелей и карандашных рисунков приведен в пособии по реставрации графики и живописи Дж. Бриона, переведенном и изданном в России в 1908 году: он рекомендует положить рисунок на поднос или блюдо и осторожно лить на него снятое молоко, после чего просушить и наклеить на бумагу с помощью клейстера –
«когда наклеенный рисунок совершенно высохнет, вы увидите, что он не стирается и что молоко не испортило тонкие штрихи, но, по-видимому, усилило тени и соединило все в одно целое».
Но все-таки после почти трехсот лет поисков так и не найдено достаточно надежного фиксатива для пастели, не меняющего тона и структуры красок – любой закрепитель лишает пастельную поверхность присущей ей бархатистости, составляющей ее главную прелесть. Это то же самое, как если бы мы покрыли лаком «нежные ланиты девушки или кожу персика».
Таким образом, лучшим средством сохранения пастелей является хорошее обрамление и бережное обращение. Однако следует отметить, что с течением времени они как бы «самозакрепляются»: во-первых, от механического воздействия осыпается верхний, самый хрупкий, слой, во-вторых, пастельный пигмент более прочно внедряется в основу благодаря воздействию атмосферной влаги на проклейку бумаги или связующее вещество пигментов.
В настоящее время существуют фиксативы для пастели, которые, тем не менее, не дают гарантий против изменения цвета, так что художник обычно заранее это учитывает.
...
Искусство пастели: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13
Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!