Впервые в небо этот самолёт поднялся почти 70 лет назад, но несмотря на это "Медведь" (по классификации НАТО - Bear) до сих пор остается крайне грозным оружием.
Его турбовинтовые моторы не имеют горячего выхлопа, как у реактивных самолетов, поэтому ракетоносец не обнаруживается следящей за стратегическими бомбардировщиками американской спутниковой системой SBIRS. При этом колоссальная дальность полёта Ту-95 позволяет ему незамеченным появляться в самых неожиданных местах.
Для "Медведя" был сконструирован самый мощный в мире турбовинтовой мотор НК-12 мощностью 15 тыс. л. с. К нему пришлось также изобретать совершенно новый высокопроизводительный соосный винт, создателей которого впоследствии даже наградили Ленинской премией.
Конструкция винта в сочетании с очень мощным двигателем сделали этот самолёт самым шумным в мире. Впрочем, на его боевых качествах это до сих пор никак не сказывается. Ту-95 - ракетоносец, поэтому для него нет необходимости залетать в зону действия вражеской ПВО. Запустить крылатую ракету большой дальности "Медведь" может, например, с Северного полюса, где, кстати, Ту-95 и дежурили в годы холодной войны.
За долгие годы службы стратегических ракетоносцев с ними случались разные интересные истории. Так, экипажам Ту-95 часто ставились задачи по охоте за американскими авианосцами. При подлете к цели, примерно за 200 км, самолеты снижались до 100 м и, обнаруженные в самый последний момент, с грохотом пролетали над палубой.
В последний раз такой трюк "Медведь" повторил в 2008 году, дважды пролетев над авианосцем Nimitz, имитируя бомбардировку. Американцы подняли на перехват истребители, но те с Ту-95 поделать ничего не смогли.
Кстати, не всегда подобные инциденты заканчивались безобидно для авиации НАТО. Так, в 60-х годах в Северном море английский истребитель Lightning попытался перехватить Ту-95. Маневрировал он при этом столь неудачно, что попросту сам разбился, не причинив советскому бомбардировщику никакого вреда.
Ещё более удивительный перехват морского разведчика Ту-95МР осуществили американцы в начале 70-х над Атлантическим океаном. С авианосца была поднята тройка истребителей F-4 Phantom II. Приблизившись к "Медведю", один из "Фантомов" попытался пролететь над советским самолетом, но врезался ему в крыло и упал в море. В итоге Ту-95МР выполнил боевую задачу и вернулся на аэродром, попутно записав в "сбитые" один американский истребитель.