§2. Взгляд со стороны: на что смотреть?
По материалам: Открытый урок как праздник/ Режиссерские ракурсы подхода к проблеме, изложенные кандидатом педагогических наук Александрой Петровной Ершовой // Открытый урок: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина.- М.: Чистые пруды, 2006.- 32с. (Библиотечка „Первого сентября“, серия «Воспитание.Образование.Педагогика». Вып.6).
Только смена дел — а, соответственно, и содержаний, и форм работы детей — открывает уровень компетентности каждого из них. Что оставляет у всех присутствовавших «гостей»-педагогов впечатление о талантливом, сообразительном и умном классе. В котором каждому хочется поработать.
Достигается этот эффект не только отсутствием учительских разносов за тупость, нерадивость и бестолковость. Если ученики только лишь хорошо повторяют речь учителя и даже без ошибок отвечают на вопросы и произносят сложные правила, у присутствующих «гостей» не будет улыбки, удивления, повода задуматься по существу предложенной ученикам загадки, они не разглядят в детях достойных и интересных собеседников.
Но это становится возможным, когда многие и разные задания, загадки, проблемы, сменяя друг друга, позволяют детям проявлять свою находчивость, способности, умения. Поэтому, может быть, читатель-учитель согласится считать идеальным результатом урока, на котором он присутствует в качестве «гостя», открытие ума и таланта во всех присутствующих, начиная от самого маленького или слабого ученика и кончая как самим учителем, так и присутствующими коллегами.
Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантливее и сам. И это относится как к детям, отсидевшим на открытом уроке, как к гостям или аттестационной комиссии, так и к самому учителю, давшему открытый урок.