В начале 19 века попасть в психиатрическую клинику было проще, чем сходить за водой. Термин безумие включал в себя манию, меланхолию, эпилепсию... и любое другое подозрительное поведение. Например, потеря друзей, проблемы в бизнесе, солнечный удар, сильный удар головой или подозрительная страсть к ментоловым конфеткам.
К середине 1800-х привычка отправлять своих супругов, чаще жен, в психиатрические клиники стала расхожей практикой. Сам Чарльз Диккенс этим грешил: жена мешала ему встречаться с молодой любовницей, и писатель попробовал сдать ее в "психушку". Но женщине повезло, ее отбили влиятельные друзья.
Писательнице Розине Боулер-Литтон повезло не так сильно: в клинику она все-таки попала, потому что отличалась феминистскими взглядами. Это сильно раздражало ее мужа, тоже писателя - Эдварда Боулера-Литтона. Чтобы закрыть рот своей жене, он решил запереть ее в психиатрической клинике. И смог, правда, ненадолго: Розине помогла ее собственная слава и давление прессы, так что она смогла выйти на свободу через 3 недели. О том, как ей удавалось выживать эти дни, Леди Розина написала в книге A Blighted Life (к сожалению, на русский язык книга не переведена).
На другом берегу Атлантики женщины также начинали бороться за свои права, и это точно также не нравилось их мужьям. Врач за небольшую плату подтверждал безумие слишком социально-активной жены, и вот она уже в наручниках и приближается на пароме к острову Блеквелл.
Чтобы представить себе известную в США лечебницу Блеквелл можно вспомнить больницу Шаттер из фильма "Остров проклятых". Это изолированное водой закрытое заведение, попасть в которое можно только на пароме, а выйти из которого почти нельзя. Нелли Блай смогла, но по порядку.
Мисс Блай писала для газеты New York World и вместе с редакцией решила подготовить специальный материал об условиях содержания в психиатрических больницах, а заодно о том, как легко в них попасть.
Чтобы инкогнито отправиться на закрытый остров, Блай было достаточно устроить скандал на улице. Три врача подтвердили факт ее безумия. Для этого они пощупали ее пульс, осмотрели язык и проверили зрачки.
Больница Блеквел считала себя образцовой. Расположенная на площади в 147 акров (почти 60 гектар), она была защищена Восточной рекой (East River). Местные врачи горделиво считали себя последователями теории морального обращения с больными.
На самом деле, Мисс Блай оказалась в одном из самых жестоких медицинских учреждений страны. Число пациентов зашкаливало: 6 женщин содержались в комнате, рассчитанной на одну. Блай описывала случай, когда женщина, рожала, находясь в одиночной камере и будучи связанной смирительной рубашкой.
Оказавшись на острове, репортер не меняла свое поведения, но вскоре поняла: чем естественнее она себя ведет, тем более сумасшедшей ее считают. И вскоре врачи уже запихивали ее в ледяные ванные, где держали до того момента, пока кожа не приобретала насыщенный синий оттенок.
Еще одним популярным методом лечения была "кроватка": женщин клали в решетку теснее гроба, в которой они не могли двигаться и должны были находиться неопределенное количество времени.
Блай встретила других пациентов, среди которых была немецкая иммигранта. Она попала в больницу потому, что не могла говорить по-английски. Другую новую знакомую журналистки так избили медсестры, что она умерла следующим же утром.
Немного отвлечемся. На самом деле, большая часть больных жила в домах своих родных, а не в клиниках вроде Блеквела. Но нельзя сказать, что это было намного комфортнее. В ирландских домах "безумных" родственников содержали в яме площадью в несколько метров, потолки в которых были настолько низкими, что человек не мог выпрямиться. В Германии был случай, когда родители заперли своего сына в свинарнике, привязанным цепями. Они держали его там так долго, что мальчик потерял обе ноги. В Англии для таких родных вырывали специальные земляные подвалы или запирали их в удаленных комнатах. Так поступил загадочный мистер Рочестер в романе "Джейн Эйр". Но была ли его жена действительно безумной? Роман "Антуанетта" ставит этот тезис под очень большой вопрос...
Вернемся в Блеквел.
Через пару дней у Нелли Блай было уже достаточно доказательств, чтобы подготовить большую статью. И только тут она поняла, что выйти из больницы действительно почти невозможно. Шансы, конечно, были: по статистике Блеквела женщинам удавалось выйти, если они выживали, через 30 лет после попадания в клинику.
Блай пыталась убедить каждого из персонала клиники в том, что она психически здорова, но ее игнорировали.
К счастью, через 10 дней отсутствия Блай, ее редактор начал переживать. Газета отправила адвоката, чтобы вытащить своего репортера. И в 1987 году вышла разгромная двухчастная статья: "Behind Asylum Bars" и "Inside a Madhouse".
Эти публикации подняли общество, и впервые политики были вынуждены что-то предпринять. В результате финансирование психиатрических клиник увеличилось на 60%, но предстояло еще много десятилетий борьбы, чтобы изменить отношение к пациентам.