После того, как встретил третью публикацию (за день) доктора Курпатова решил критически разобрать его постулаты, и дать вам возможность сделать собственные выводы.
«Все мы нелогичны, непоследовательны и переменчивы, а наш мозг всегда стремится выбирать задачи попроще»,
— считает Андрей Курпатов. руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка.
Сразу хочу уточнить, что в названии лаборатории есть некоторая двойственность "поведение человека" - т.е. помимо влияния чудесного сервиса клиенты банка почувствуют на себе эксперименты доктора.
«Сознание может думать все, что ему заблагорассудится, но реально нашим поведением заправляет мозг — тот набор конкретных нервных связей, которые сплелись в соответствующий нейронный, как говорят нейрофизиологи, ансамбль.»
В этом высказывании совершенно упускается тот факт, что 95-99% нашего поведения происходит бессознательно, на уровне рефлексов и привычек, а главное ничего не сказано про потребности и желания, которые направляют наше внимание, а за ним и мышление. А как известно работа Банка потакать нашим "хотелкам", выдавая больше и больше кредитов.
«Мозг не способен решать несколько задач одновременно, в противном случае человек упускает важные детали. Например, если мы ведем автомобиль и разговариваем по телефону, мозг концентрируется только на одном действии.»
Но это же совершенно не так. Мозг автоматизирует многие действия из тех, которые мы делаем каждый день. Как только действие автоматизировано мы можем концентрировать свое внимание на чем-то другом. А автоматически мы можем делать множество дел одновременно и вести автомобиль, и говорить по телефону, слушать музыку и есть!! Главное, чтобы автоматические действия не конкурировали друг с другом за внимание. Например вести автомобиль и смотреть планшет - не очень хорошая идея.
«Понимать собственную ограниченность — это начало всякого понимания. Понимание, что вы чего-то не понимаете, делает вас на порядок умнее. Это рождает в вас поисковую активность, и вы начинаете видеть факты, грубо говоря, включаете правое полушарие, которое пытается соотносить все, что вы думаете, с реальностью.»
"Я знаю, что ничего не знаю" Сложно спорить а классиками греческой Философией. Но в поисковой активности есть опасность потерять предмет поиска за новой, интересной, противоречивой информацией. Те же факты становятся фрагментами если не учитывать достоверность и полноту получаемой информации. Также следует помнить, что человек существо социальное, а значит мы больше соотносим себя с другими людьми, чем с реальностью.
«Есть три вещи, которые нужно научиться делать до 25 лет, потому что это критическая точка и тот возраст, когда заканчивается миелинизация фундаментальных отделов мозга. Во-первых, нужно развивать усидчивость — „тормозить свои импульсы и концентрироваться на задаче“; во-вторых, расширять социальные связи, ведь „чем они сложнее, тем более сложные модели реальности вы сможете строить“; в-третьих, освоить навыки работы с информацией. Сейчас мы часто получаем информацию в готовом, „пережеванном“ виде, а нужно учиться вынимать, структурировать и превращать в знание».
Этот совет я взял без сокращений. Не касаясь физиологии (знание которой намой взгляд бесполезны) до3-х лет, до 7 лет, до 25-ти... звучит как диагноз)) советы по
-1. развитию усидчивости,
-2. социальным связям,
-3. структурированию информации
бесценны в любом возрасте они помогут развить мозг и мышление.
По структурированию информации начните с Карт Мышления!
«Нужно ограничивать информационное потребление и взаимодействие с другими людьми „по делу“, а общаться с ними просто потому, что они вам реально интересны и важны.
Искренняя заинтересованность в другом человеке — это сложный навык, который, вы удивитесь, тренирует наш мозг. Если этот навык утрачивается, то мы глупеем, хотя и не замечаем этого».
Это высказывание подтверждает один момент, который я часто слышу на вводных семинарах по Гипермышлению, когда участники задают вопросы "под делу": "А зачем нам мышление?", "И че?", "А где я это могу применить?", "А это связано с ТРИЗ?".
В настоящее время теряется искренний интерес к человеку, интерес к науке, интерес к делу, все как бы становится "инструментом", средством достижения какой-то даже не цели, а денег - состояния потенциальной возможности начать "настоящую жизнь". В остальное время мы притворяемся или делаем то, что нам не интересно и даже не приятно.
«Откажитесь на несколько дней от интернета, банковских карточек, гаджетов и прочей техники с электронной начинкой — и вы узнаете, на какую жизнь способен теперь ваш мозг. Результат, поверьте, будет шокирующим. ... Цифровизация невероятно упрощает нашу жизнь. ... А это, в свою очередь, упрощает наш мозг. »
Безусловно человек быстро привыкает ко всему хорошему: к теплой воде из под крана, к автомобилю, к навигатору, к банку онлайн, к голосовому помощнику (который, например, помогает набирать этот текст)
Но человек может и должен тренировать свой мозг, лучший способ - рисовать, учить иностранный язык, писать сценарий к фильму, программировать, танцевать, путешествовать и т.д. любой новый вид деятельности запускает новые виды мышления! Но также это это может быть фактором стресса, а потому рекомендую в качестве разминки попробовать 22-приема Гипермышления.
Продолжение разговора с портретом доктора в следующем выпуске. Жду ваших комментариев.
Следуйте за продолжением...