В № 26 (30 июня — 6 июля 2011 года) в заметке «Жертвы выпускного» мы рассказывали о шокирующем случае, произошедшем в Бейском районе: волк напал на сидящих у костра выпускников.
Тогда же мы вам пообещали, что в ближайших номерах, подробно расскажем о кровавых событиях, происходивших одной теплой июньской ночью в маленьком хакасском селе Красный Катамор. Томить вас ожиданием, уважаемые читатели, «Шанс» более не смеет, оттого сегодня и выполняет свое обещание.
От автора
Честно сказать, когда информация о произошедшем появилась в сводках местных информационных агентств, ошеломлена была вся редакция. К сожалению, подробностей было так мало, что мы даже не знали, как реагировать – огорчаться или радоваться за пострадавших школьников. Оттого, наверно, за считанные секунды и было решено ехать в Бейский район, причем срочно.
К моему удивлению, связаться с главой муниципального образования Сабинский сельсовет — Евгением Ромашовым, в чьем ведомстве также находится и село Красный Катамор, где безумствуют волки, не составило труда. Евгений Иванович, без лишних раздумий, согласился нам помочь в сборе необходимой информации, за что еще раз говорим ему спасибо. В общем, в ходе недолгих наших переговоров были назначены дата, время и место нашей встречи. Ну, а во что все это вылилось, читайте далее.
Экшн по-хакасски
Красный Катамор (с ударением на первый слог) — деревенька не большая. Численность местного населения — 129 человек. Конечно, представить это трудно, но все же попробуйте. На первый взгляд, ничего примечательного в этом населенном пункте нет. Окруженный практически со всех сторон тайгой, Катамор — место красивое и даже немного дикое. В его окрестностях можно не только собирать огромное количество грибов и ягод, но и снимать фильмы во всевозможных жанрах, причем мистика и ужасы будут занимать первое место.
Теплая погода, которая в тот день радовала нас в Абакане, казалось, не добралась до этого селения. На небе, то и дело, хмурились тучи, готовые в каждую минуту разразиться дождем. Выйдя из машины на окраине села, около дома депутата сельского совета, а по совместительству и местного старосты, Владимира Реца, не комфортно стало сразу. Причина, как не странно, оказалась до банального проста – во всей округе, вместо пения птиц - лай, скуление и даже вой собак.
- В последнее время так всегда, - со вздохом ответил на мой вопрос староста. - Собаки чувствуют, что зверь близко, вот и не умолкают ни днем, ни ночью. Волки и лисы нас прямо одолели. Хотя ничего подобного раньше никогда здесь не происходило. Конечно, овцы и раньше пропадали, но мы тогда на собак грешили... А вот сейчас разбери — кто это делал?
Впрочем, после того, что случилось ночью 24 июня, сомнений практически не остается. К тому же, некоторые факты, о которых речь пойдет ниже, говорят сами за себя.
Шрамы на всю жизнь
Спустя несколько минут после нашего приезда, к дому Владимира Ивановича подъехал на ухоженном мотоцикле марки «ИЖ» один из потерпевших — Семен Непомнящих. В свои 14 лет, он, как и многие деревенские мальчишки, с транспортом на «ты».
«Нет, Сенька, на тебя гаишников, - поприветствовал юного гонщика пастух Максим. - Иди, вон заждались тебя уже».
Немного смущаясь от неожиданно свалившегося внимания к своей персоне, мальчик подошел к нам и, словно оправдываясь, на проговорил: «Да тут и рассказывать нечего».
Но, стоило отойти немного в сторону от начальства, которое уж не раз слышало это историю, Сенька оживился и потихоньку спросил: «А, правда, что в Дехановке (село в Бейском районе, - прим. авт.) на днях убили пять волков?». Честно признавшись, что ничего об этом не слышала, мальчик продолжил: «Вообще после случившегося люди в деревне, как с ума сошли. Всякую ерунду собирают: будто нашли волчат... и еще волчье логово...». Еще раз, заверив его, что об этом глава мне ничего не рассказывал, а скрывать от нас такую информацию, ему смысла нет, Семен многозначительно, словно взрослый, покачал головой. Впрочем, за несовершеннолетнего я бы его никогда не приняла. То ли деревенская жизнь так на него повлияла, то ли так сказались последние события. Кстати, прежде чем начать рассказывать о злополучной ночи, он показал голень ноги, где «красовались» две глубокие, уже немного затянувшиеся раны.
- Вот куда он меня укусил и еще, чуть выше колена, - спокойно проговорил Семен. - Врачи сказали, что ничего страшного. Заживет!
Пока я не без ужаса на лице рассматривала следы от волчьих зубов на ноге, школьник продолжал шокировать меня еще более страшными, чем болячки, подробностями. Жаль, что словами невозможно передать то, с какой интонацией он вспоминал минувшие события, ибо от его слов по спине бежали просто невероятные «мурашки».
Меченные одной пастью
По словам Семена, в тот вечер в бывшем колхозном саду их собралось около 10 человек. Стоит заметить, что этот (в далеком прошлом) райский уголок, находится в нескольких метрах от единственной в селе улицы.
Ребята развели костер, подогнали машину, включили громко музыку и принялись отмечать окончание школы некоторыми присутствующими. Спустя время, Сенька отошел в сторону от костра и тут кто-то сзади набросился на него.
Я даже не слышал, что позади меня кто-то идет. Неожиданно что-то лохматое набросилось на меня, повалило... Сначала подумал, что эта собака. Ну и закричал пацанам... Даже не почувствовал, как он меня укусил.
Кто-то из ребят постарше, ударил волка горящей палкой, впопыхах вытащенной из костра. Зверь отбежал от Семена и тут же набросился на 17-летнего Володю. К счастью, серый успел укусить парня лишь два раза. Вполне возможно, что так легко волк бы не отделался, если бы кто-то из присутствующих не разбил ему об голову стеклянную бутылку из под «капитошки». К удивлению перепуганных детей, дикое животное сознание не потеряло, а лишь повернулось в противоположную от молодежи сторону и убежало.
Я был в шоке, - вспоминает Семен. - Когда немного пришел в себя увидел, что уже все сидят в машине. Сейчас даже не могу представить, как все там уместились. Нога у меня сильно болела, я кое-как доковылял до них... Залажу в авто и только тогда понимаю, что кровь с меня бежит, как... не знаю даже с кого...
Невероятно перепуганные ребята немедленно отправились в деревню. Проехав несколько метров, они снова увидели волка, который уже пытался попасть в ограду одного из местных жителей.
Мы его на машине догнали. Вон, около той телеги сбили и раз 12, а может и больше, проехали по нему, - попытался припомнить Семен. - Вылезаем из машины, а волчица (как оптом выяснилось) встает. Хорошо, что пацан не растерялся, вырвал из палисадника палку и ударил ей по голове. Она ту же и упала. Потом позвали мужика, который у нас в деревне, скот колет, он ее дорезал и в телегу закинул.
Кстати, как Семен рассказал, убитый волк оказался не тем, который напал на них. Дело в том, что когда он укусил Володю, в ноге у парня остался клык. А в пасти убитой волчицы, как проверил какой-то смельчак, все зубы были на месте.
После того, как все немного успокоились, пострадавших молодых людей тут же повезли в больницу. А труп животного наутро отправили на экспертизу, которая спустя несколько дней подтвердила диагноз «бешенство».
Десять дней мальчишки пролежали в больнице. Сейчас их здоровью уже ничего не угрожает. Конечно, они теперь должны периодически наведываются к докторам за очередным уколом.
- После того, что с нами произошло, я на улице нахожусь часов до 9-10 вечера, - рассказывает Сенька. - Теперь даже по деревне ходить страшно. Представьте только, волк был чуть выше капота легковой машины... Как вспомню, какой он, аж жуть пробирает. Был бы я один, он бы меня съел, наверное! Странно, что он не испугался нас, ведь и костер был, и музыка играла. Скорей всего он тоже бешеный! Они, наверное, перед Катамором разделились: один к нам пошел, другой — в деревню... Кошмар!
Буренки уколов не скоро дождутся
После этого случая, волки все чаще стали приближаться к селению. Некоторые местные жители даже утверждают, что видели их. Остальным же, кому посчастливилось не наткнуться на них взглядом, достаточно того, что практически каждый день слышат их вой.
Кстати, по словам старосты Владимира Реца, главный ветеринарный инспектор Бейского района ему рассказал, будто убитая волчица недавно принесла потомство. Но это подтвердить или опровергнуть нам не удалось. Сам Виктор Паникаров сейчас в отпуске, а его коллега - начальник бейской ветеринарной станции Софья Куюкова информацией об этом не располагала. Однако она все же подтвердила, что прививки от бешенства были поставлены катаморским кошкам и собакам. Также мы поинтересовались у Софьи Васильевны, собираются ли они прививать более крупных домашних животных, ведь этот вопрос для жителей села самый злободневных. Но то ли у ветеринара было плохое настроение, то ли отсутствовало желание с нами разговаривать, в общем, из телефонной трубки послышалось лишь недовольное: «необходимости прививать скот в Красном Катаморе, пока нет».
Странное это дело. С одной стороны, на территорию села наложен карантин, но, несмотря на это, почему-то животным вакцину ставить рано. Впрочем, ветеринарам виднее. Главное, чтобы потом слишком поздно не было. Но эти слова сельчане даже слышать не хотят. Чтобы хоть как-то сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки, Евгений Ромашов в начале этой неделе послал на ветеринарную станцию официальное письмо с просьбой привить крупнорогатый скот. Но, как и ожидалось, никакого ответа он пока не получил.
Больше всех, пожалуй, за коров и быков переживает пастух Максим. Ведь, если что случится, хозяева буренок с него три шкуры снимут.
- Коров (а их в стаде около 40 голов — прим. авт.) теперь пасу только около деревни, - признается он. – Конечно, страшно, но деваться-то все равно некуда. Вот пасу с бичем (длинный кнут из мелко свитых ремней или верёвок — прим. авт.) и собакой. Хоть пока я зверя и не видел, но знаю — ходит он рядом. Конь, собака и коровы его чувствуют. Вечером в деревню загоняю, они глаза выпучат и бегут, как сумасшедшие. Я, вот например, вчера даже своих загнать не мог. Да и по ночам сейчас спать невозможно: собаки - лают, рогатые – мычат и тут же, за огородами, волки воют…
Из-за документальных проволочек охотники из соседнего села Сабинка долгое время не могли получить лицензию на отстрел уже порядком надоевшего сельчанам зверя.
У нас территория сельсовета разбита по охотничьим угодьям на две части: территория Катамора - относится к республике, а уже за речкой, ближе к Сабинке — это территория охотоведов угодья Шумихино, города Саяногорска, - рассказывает Евгений Иванович. - Вот если наши охотники возьмут лицензию на отстрел волка в республике, то они с ружьем не смогут зайти на шумихинские земли. За это их могут оштрафовать и ружье забрать. То же самое - наоборот. Вот и вынуждены были они за лицензией съездить сначала в Абакан, а потом уже и в Шумихино. В общем, времени на это много ушло. А иначе волка не убьешь.
Помимо серого, частые гости Красного Катамора - лисы. Одну из них, кстати, через дня два после случившегося с выпускниками, убили и сожгли около клуба. Да и после этого они появлялись в деревне не единожды. К сожалению сельчан, лицензию на их отстрел охотникам не дадут до тех пор, пока не будет подтверждения того, что они тоже больны. Впрочем, тут и без подробных анализов все ясно. Ведь, как уверяют знающие люди, нормальная лиса никогда не подойдет близко к людям.
Будут ли еще жертвы?
Красный Катамор уже которую неделю живет в постоянном страхе. По словам охотников, они знают места, где находятся волчьи логова. Оттого местным жителям только и остается ждать, когда те сделают свою работу, и они смогут вновь без страха ходить в лес.
Кстати, добровольцы несколько дней назад самостоятельно попытались поймать волка. Для этого они также развели костер и даже шумели. Но эта попытка, к их огорчению, успехом не увенчалась.
Чем объясняется такое количество дикого и немного сумасшедшего зверя местные только предполагают. Так, например, староста Владимир Рец, уверен - в том, что они оказались здесь в таком количестве виновны весенние пожары, бушевавшие в этом году на территории Красноярского края.
Опытные охотники говорят: волки - звери осторожные. И человека они, чаще всего, избегают. Как показывает практика, серые часто болеют бешенством. Стоит заметить, что если они заражаются этим вирусом, то считаются одними из наиболее опасных животных. Люди, изучающие повадки больных хищников, отмечают, что они могут покусать большое количество людей, нанося глубокие, рваные раны. В нашей стране был даже случай, когда бешеный волк за неполные двое суток прошел более 150 км, покусал 25 человек, 50 домашних и, надо полагать, не меньшее количество диких животных, создав таким образом обширный очаг инфекции.
Кроме того, в состоянии бешенства волк, обычно становится на задние лапы (как и в случае с Семеном) и валит на землю человека, стараясь укусить его в голову, шею или плечи. Были даже случаи, когда бешеный волк загрызал людей.
В общем, мальчишки из Катамора родились под счастливой звездой. Остается надеяться, что в ближайшее время, напавший на них волк будет уничтожен. В противном случае, даже страшно представить, кто может стать его следующей жертвой. Ведь бесстрашные горожане, по словам катаморцев, каждые выходные штурмуют окрестности деревни и даже не подозревают об опасности, которая скрывается под непролазными дебрями заповедной хакасской тайги.
2011 г.