Изначально на Парижском салоне в октябре 1935 года была представлена модель гражданского мотоцикла Gnome-Rhone 750X, с двухцилиндровым оппозитным верхнеклапанным 724-кубовым двигателем, развивавшим 34 л.с. при 5500 об/мин. В те времена это был один из самых мощных и скоростных мотоциклов мира – в варианте соло аппарат разгонялся до 150 км/ч, а с легкой коляской Bernardet Sport – до 110 км/ч.
Конструктивно оппозитные двигатели Gnome-Rhone весьма походили на продукцию BMW. Шатуны с разъёмными нижними головками сидели на коленвале на подшипниках качения. Один распредвал был расположен над коленвалом, причём оригинальной чертой было введение дополнительных толкателей между кулачками и штангами. Снизу к картеру примыкал массивный масляный поддон. Крутящий момент передавался на заднее колесо через однодисковое сухое сцепление, четырёхступенчатую коробку передач и вал.
Типичная для оппозитов Gnome-Rhone дуплексная рама из штампованных элементов также напоминала немецкие образцы, но отличалась от них совершенно оригинальным рисунком. Весьма мощная, эта конструкция изначально была рассчитана на эксплуатацию с боковым прицепом.
Впереди стояла параллелограммная вилка со штампованными перьями и фрикционным амортизатором, задняя подвеска была жёсткой. Интересно, что уже в те времена фирма понимала выгоды «кастомизации»: например, по каталогу можно было заказать хромированные бензобак и корпус фары.
Параллельно с гражданской модификацией 750Х был разработан и армейский вариант Gnome-Rhone 750XA. Согласно контракту, до 1 мая 1936 года компания должна была поставить 405 экземпляров этих мотоциклов с боковыми колясками Bernardet DP. Главное отличие двигателя этой модификации – установка одного карбюратора Solex вместо двух AMAC на 750Х, что сильно облегчало эксплуатацию машины, поскольку отпадала необходимость в синхронизации.
Gnome-Rhone 750XA имел оригинальную систему подогрева карбюратора, для чего от выпускного окна часть газов по специальной трубке отводилась к карбюратору. В этом варианте двигатель имел сниженную до 28 л.с. мощность – впрочем, и этот показатель превосходил параметры большинства армейских мотоциклов той поры.
Шасси Gnome-Rhone 750XA было усилено, дорожный просвет увеличен до 180 мм. Вместо шин 3,50-19 были установлены шины размером 4,00-19, с увеличенными грунтозацепами. Все три колеса, включая колесо коляски, стали взаимозаменяемыми.
Огромное впечатление на военных и конструкторов всех стран произвело новое поколение бельгийских армейских мотоциклов, с приводом на колесо коляски. Инженеры Gnome et Rhone разработали собственный вариант этой системы, на которую 3 февраля 1937 года получили патент за №828810.
В том же году было сделано полтора десятка мотоциклов Gnome-Rhone 750XA RM, оборудованных приводом на колесо коляски, для проведения испытаний. Но в серию этот вариант не пошёл: новую трансмиссию получила армейская модель Gnome-Rhone AX II с 800-кубовым нижнеклапанным двигателем мощностью 18,5 л.с., производство которой началось в 1938 году.
А верхнеклапанный 750-кубовый двигатель в последний раз был использован в 1942 году, когда правительство Виши заказало серию из 50 мотоциклов для эскортной службы высших лиц государства. Эти машины, известные под обозначением Gnome-Rhone X40, использовались до 1952 года, сопровождая кортежи не только Анри Петена, но и Шарля де Голля и Венсана Ориоля.
Интересное в МотоМире:
• Настоящему Индейцу даже на войне ништяк!
• Что Фрицу хорошо, то русскому... приятно посмотреть!