Найти тему

Сирота кавказская

Отношение к детям-сиротам на Северном Кавказе особое. Здесь не принято бросать их в беде. Потерявший в силу разных причин родителей ребенок переходит жить к родственникам и становится полноправным членом их семьи. Как следствие, общество не испытывает особой нужды в детских домах — о них речь заходит только в крайних случаях.

По данным Росстата, сегодня в России в детдомах и семьях проживают более 481,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет. Меньше всего их в регионах Северного Кавказа — 15,6 тыс. Почему? Все зависит от количества регионов и населения в округе. Например, в Поволжье общее число детей-сирот в 14 субъектах составляет 95,9 тыс. при населении ПФО более 29,3 млн человек. А в СКФО проживают 9,8 млн человек, и субъектов здесь семь. Однако дело не только в демографии.

За отсутствием необходимости

Пожалуй, самым показательным среди регионов Северного Кавказа и других регионов России стал опыт Чечни. Здесь нет случаев отказа родителей от своих детей и нет детдомов. Если ребенок потерял отца или мать, всю заботу о его воспитании берут на себя родственники.

Еще во времена СССР в Чечено-Ингушской АССР о таких понятиях, как детский приют или дом престарелых, и не слышали. Даже мысли не допускалось, что ребенок-сирота будет жить вне семьи. В период войны в Чечне в 90-е годы около 20 тыс. несовершеннолетних лишились родителей. Но никто не остался без опеки, всех забрали к себе семьи близких, в основном родственников по отцовской линии.

Отдавать детей в приюты считалось большим позором. Обычаи чеченцев не приемлют, чтобы ребенок воспитывался в детдоме или в чужой семье, если жив хотя бы один из его родственников. В самых крайних случаях сирот забирали под опеку друзья или знакомые родителей.

С эпохи СССР и до сегодняшних дней не было зафиксировано ни одного факта, когда чеченский ребенок попадал в детдом. И только во время войны 1999 года в Чечне и соседней Ингушетии были временно открыты несколько детских учреждений, куда направлялись несовершеннолетние, чьи родственники не знали об их местонахождении либо не имели возможности обеспечить их едой и кровом.

В 2008 году глава ЧР Рамзан Кадыров распорядился закрыть в Чечне все детские дома по причине их ненадобности и руководствуясь национальными традициями. К вопросам обеспечения детей-сирот всем необходимым, помощи в социальной адаптации в республике относятся крайне ревностно.

Большую роль в этом играют общественные организации, в частности Совет старейшин, возглавляемый председателем Общественной палаты ЧР Исмаилом Денильхановым. «Мы должны воспитать в подрастающем поколении истинных патриотов и граждан, осознающих ответственность за будущее своего народа, знающих свою национальную культуру, свои истоки. Такие дети должны быть обеспечены всем необходимым, включая доступность среды для ребят с ВОЗ, должен быть решен вопрос с лекарственным обеспечением, учебниками, созданы все условия для реабилитации детей-инвалидов», — подчеркивает Денильханов.

Не упустить ни одного ребенка

В 2008 году Московский центр культуры «Дагестан», социально-культурный и благотворительный фонд «Нравственность», известные деятели Дагестана и России решили основать движение, название которого говорит само за себя — «Дагестан без сирот».

«Для нас важно не упустить ни одного ребенка, который остался без отца и матери, — признается председатель совета учредителей движения Омари Калаев. — Мы организуем благотворительные мероприятия и концерты, аукционы ценных произведений искусства в пользу сирот, собираем пожертвования, привлекаем добровольных помощников, поощряем тех, кто заботится о ребятах, — сотрудников детских домов, частных лиц. Сегодня реализуем две основные программы: «Подари детям профессию» — создание обучающего центра-пансиона для выпускников детдомов, где они получают профессию, совершенствуют свои навыки и могут быть трудоустроены, и «Жилье для сирот» — содействие в получении жилья. Уверен, благодаря совместным усилиям в ближайшие год-два количество сирот в Дагестане будет сокращаться».

Помощь на первичном этапе

Одно из слагаемых успеха — большая работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

«Раннее выявление семей группы риска позволяет на первичном этапе оказывать всевозможную помощь для недопущения ситуации, дающей основание ставить вопрос о лишении родительских прав и помещении детей в детдома, — поясняет уполномоченный по правам ребенка при главе Северной Осетии Артур Кокаев. — Родственники (бабушки, тети, дяди) стараются забирать детей в свои семьи. В первую очередь рассматриваются кандидаты из числа родственников, и не только первого колена. В нашей республике, как правило, люди с одинаковой фамилией — представители одной семьи. В редких случаях приходится помещать ребенка в детский дом при отсутствии возможности передачи его в родственную семью. Сегодня в детдомах региона находятся около 110 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с каждым годом их количество сокращается. В 2018 году по этой причине был закрыт один детдом. Надеюсь, со временем таких учреждений станет еще меньше: будут ликвидированы за ненадобностью».

Работа ведется не только на государственном уровне, но и совместно с общественными организациями. В Северной Осетии функционирует совет старейшин «Стыр Ныхас», который участвует в профилактических мероприятиях, входит в состав комиссий по делам несовершеннолетних всех районов республики, взаимодействует с родителями детей из семей группы риска. Помогают представители Республиканского дома дружбы и национально-культурных сообществ «Прометей», «Эребуни», «Русь».

«Несмотря на появившиеся в последнее время случаи грубого, жестокого обращения с не своими детьми, они носят единичный характер, и ребенку практически всегда лучше жить с родными людьми, чем без них в детдоме, — полагает председатель Международного общественного движения «Высший совет осетин» Руслан Кучиев. — Туда обычно попадают ребята из неблагополучных семей или сироты. И мы должны видеть не только следствие проблем, но и их причины. Наша работа направлена на воспитание подрастающего поколения, на привитие ему уважения к традиционным семейным ценностям, к своему народу, к стране. Мы проводим много встреч с молодежью, студентами вузов, учащимися школ. Через откровенный разговор пытаемся донести до них те базовые знания, которые раньше передавались из поколения в поколение. При помощи фамильных советов стараемся работать с юношами и девушками, чтобы создавалось больше семей и они не распадались после первой ссоры. Уверены: в сегодняшних условиях общество должно взять на себя право вместе с государственными органами заботиться о будущем наших детей, а значит, и о будущем всего народа».

Большое счастье

В Карачаево-Черкесии функционирует специализированное учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, помещенных сюда по медицинским и социальным показаниям, в возрасте от 0 до 4 лет. Это Черкесский городской дом ребенка для малышей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. Помимо медицинских услуг они получают все необходимое, включая дошкольное воспитание, восстановительное лечение, медико-психолого-педагогическую реабилитацию.

Активное участие в жизни детдома принимают общественные организации и даже представители управления Росгвардии. «Дети — это большое счастье, — заявил приглашенный на юбилей учреждения офицер ОМОНа. — Они наполняют жизнь взрослых неподдельной радостью и теплотой. Хочется пожелать всем ребятам обрести любящую семью, никогда не испытывать недостатка в заботе».

Специфика региона. Сегодня наблюдается общероссийская тенденция гуманизации в отношении детей-сирот, и Северный Кавказ в силу региональных особенностей также находится в числе лидеров. «Причины того, что в СКФО детских домов меньше, чем в других субъектах, кроются в особенностях этой территории: патриархальные традиции, религиозные предписания, менталитет жителей, — комментирует президент Союза социальных педагогов и социальных работников России Антонина Дашкина. — Нет, детские дома здесь, конечно, работают, но по большей части специализированные. Даже в Ингушетии, где официально было объявлено, что таковых нет, в станице Троицкой все же действует дом-интернат для умственно отсталых детей.

В стране внедряются все формы семейного устройства: усыновление или удочерение, опека, попечительство, приемная или патронатная семья. Северный Кавказ — не исключение. Большую просветительскую работу, в том числе по популяризации семейной формы жизнеустройства, ведет Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Свою роль играют и общественники. «Отделения нашего союза работают и на территории СКФО — в Ставропольском крае и Северной Осетии. Стараемся вести просветительскую профилактическую работу, чтобы ребенок, оставшийся без родителей, смог вновь обрести семью. И не важно, будут это его родственники или нет. Главное, чтобы малыш рос в кругу людей, которые любят его и заботятся о нем», — подчеркнула Дашкина.