Найти тему

Где зарыт талант?

Оглавление

Сколько раз мне доводилось слышать то обиженные сетования, то восторженные с придыханием аханья по поводу того, что вот если бы был у меня талант, тогда бы уж я… Дальше можете сами продолжить в меру своей фантазии. А и, правда, где бы его взять-то? Может, вспомнить библейскую притчу о закопанном таланте и покопаться – вдруг да и удастся отрыть.

А если отбросить шутки, то давайте разберёмся, что же такое талант и где его взять.

Что такое талант

Об этом говорят и спорят со времён Античности. Пожалуй, наиболее простое и самоуспокоительное объяснение сводится к тому, что талант – это дар Божий, а пути Господни неисповедимы, поэтому раз не дано, значит, не дано. Можно и дальше лежать на диване и сетовать на вселенскую несправедливость.

Но я склонна связывать талант с вполне земными факторами. В психологии, причем ещё с советских времён талант определяется, как высший уровень развития способностей. Ага, значит, развить его можно, осталось разобраться со способностями.

Оказывается, и способности тоже не врождённые и не Богом данные, а приобретённые качества, которые обеспечивают успех в той или иной деятельности. Например, музыкальные способности, литературные, математические и даже кулинарные. Откуда берутся способности?

Вот они-то развиваются из врождённых задатков, тоже индивидуальных особенностей, но уже заданных природой. «Ага! – скажут сторонники богоданности таланта, - значит, всё-таки кому-то дано, а кому-то нет». Не всё так просто. Дано, оказывается, практически всем, а вот талант проявляется не всегда. Почему?

Красивая картинка безвестного художника. Сколько их на просторах интернета...
Красивая картинка безвестного художника. Сколько их на просторах интернета...

Как рождается талант

Проще разобраться на примере с музыкальными способностями. Для того чтобы научиться талантливо играть на музыкальном инструменте, а тем более, сочинять музыку, нужно обладать хорошими задатками звуковысотного (музыкального) и ритмического слуха. И тогда можно будет – что? Развивать музыкальные способности. Потому что наличие слуха – это ещё не музыка. Это так же, как наличие муки, яиц и воды – это ещё не хлеб.

Или вот способности к изобразительной деятельности. Для них важны такие задатки, как хорошее чувство цвета, образное мышление и, главное, идеомоторная связь между рукой и зрительным отделом мозга. Но наличие всего этого не делает человека художником. Это заготовка, комок глины из которого можно вылепить талант. А можно и не вылепить.

Способности развиваются в деятельности и никак иначе. В упорных занятиях, в труде. Чем ярче задатки, тем легче и быстрее развиваются способности. Сначала способности носят репродуктивный характер, то есть человек может создавать что-то по образцу, например, играть мелодию, сочинённую другим, и иногда виртуозно играть. Ну, или фанфики писать, подражать стилю классиков, тиражировать сюжеты.

Но при упорном труде способности переходят на уровень творческий и дают возможность человеку создавать произведения искусства, шедевры литературы или кулинарные изыски. Тогда можно сказать, что, да, у этого человека есть талант.

Просто ёжик. Тоже писатель.
Просто ёжик. Тоже писатель.

А если нет задатков?

И здесь всё не так беспросветно. Если очень хочется, то упорным трудом их можно компенсировать или развить. Например, чувство ритма легче развивается, чем звуковысотный слух, и человек просто будет играть на ударных музыкальных инструментах. А идеомоторную связь между рукой и зрительным отделом мозга, тоже вполне можно развить, не обращать внимания на плохую цветочувствительность и стать талантливым графиком. Всё возможно, если есть желание и терпение. Правда, без задатков гением человек не станет, но может быть неплохим профессионалом.

Таким образом, я согласна с теми, кто считает, что талант – это немного задатков и очень много труда.

А что с литературным талантом?

Думаю, вы обратили внимание, что я почти не касалась литературного творчества. Почему? Вот пишу я эту статью, а передо мной полка с книгами, любимыми, между прочим. И на этой полке стоят рядышком две толстые монографии. Обе посвящены психологии художественного творчества: одна, написанная Ермолаевой-Томиной, ориентирована на художников, другая, авторства Первушина – на музыкантов. А о литературном творчестве ничего. Точнее, литераторы пишут много, но всё не о том. Эта тема ещё ждёт своих исследователей.

Картинка с Яндекс-картинок.
Картинка с Яндекс-картинок.

Но я могу поделиться с вами собственными размышлениями. На мой взгляд, важным задатком для развития способностей в литературном творчестве является та самая связь между полушариями головного мозга, о которой я уже писала. Лёгкость переключения с образного на словесно-логическое мышление во многом связана с врождёнными особенностями нервных процессов, с подвижностью нервной системы, с гибкостью мышления. У женщин, кстати, эти показатели выше, чем у мужчин. Может, поэтому сейчас, когда перестал мешать гендерный фактор, пишущих женщин стало больше, чем мужчин. Но об этом мы как-нибудь с вами поговорим отдельно.

Ну, ещё дополнительно писателю необходимо образное мышление, творческое воображение и хорошая вербальная память. Но всё это неплохо развивается. Впрочем, и взаимодействие полушарий тоже. А значит, и здесь мы приходим к тому же выводу, что талант – это немного задатков и много труда. То есть чтобы стать писателем, нужно писать, писать и писать. Дать кому-нибудь почитать, и всё переписать, а потом снова писать.

Да вот, ещё считается, что показателем наличия задатков являются склонности. Если человек неудержимо хочет заниматься какой-то деятельностью, то у него к ней есть предрасположенность, задатки. Однако, прочитав в процессе рецензирования массу самой разной писанины, которой авторы заваливают издательство, я как-то разуверилась в связи склонностей с задатками.

А вы как думаете, уважаемые читатели? Пишите в комментариях, высказывайте своё мнение, но вы же помните, что я не люблю склоки и хамство, поэтому не огорчайте меня. В огорчённом состоянии я бываю очень язвительна. Всем добра и удачи!

Вот здесь интересный тест о том, какое полушарие у вас более активно.

А здесь тренинг по развитию образного мышления для писателей.