Сколько раз мне доводилось слышать то обиженные сетования, то восторженные с придыханием аханья по поводу того, что вот если бы был у меня талант, тогда бы уж я… Дальше можете сами продолжить в меру своей фантазии. А и, правда, где бы его взять-то? Может, вспомнить библейскую притчу о закопанном таланте и покопаться – вдруг да и удастся отрыть.
А если отбросить шутки, то давайте разберёмся, что же такое талант и где его взять.
Что такое талант
Об этом говорят и спорят со времён Античности. Пожалуй, наиболее простое и самоуспокоительное объяснение сводится к тому, что талант – это дар Божий, а пути Господни неисповедимы, поэтому раз не дано, значит, не дано. Можно и дальше лежать на диване и сетовать на вселенскую несправедливость.
Но я склонна связывать талант с вполне земными факторами. В психологии, причем ещё с советских времён талант определяется, как высший уровень развития способностей. Ага, значит, развить его можно, осталось разобраться со способностями.
Оказывается, и способности тоже не врождённые и не Богом данные, а приобретённые качества, которые обеспечивают успех в той или иной деятельности. Например, музыкальные способности, литературные, математические и даже кулинарные. Откуда берутся способности?
Вот они-то развиваются из врождённых задатков, тоже индивидуальных особенностей, но уже заданных природой. «Ага! – скажут сторонники богоданности таланта, - значит, всё-таки кому-то дано, а кому-то нет». Не всё так просто. Дано, оказывается, практически всем, а вот талант проявляется не всегда. Почему?
Как рождается талант
Проще разобраться на примере с музыкальными способностями. Для того чтобы научиться талантливо играть на музыкальном инструменте, а тем более, сочинять музыку, нужно обладать хорошими задатками звуковысотного (музыкального) и ритмического слуха. И тогда можно будет – что? Развивать музыкальные способности. Потому что наличие слуха – это ещё не музыка. Это так же, как наличие муки, яиц и воды – это ещё не хлеб.
Или вот способности к изобразительной деятельности. Для них важны такие задатки, как хорошее чувство цвета, образное мышление и, главное, идеомоторная связь между рукой и зрительным отделом мозга. Но наличие всего этого не делает человека художником. Это заготовка, комок глины из которого можно вылепить талант. А можно и не вылепить.
Способности развиваются в деятельности и никак иначе. В упорных занятиях, в труде. Чем ярче задатки, тем легче и быстрее развиваются способности. Сначала способности носят репродуктивный характер, то есть человек может создавать что-то по образцу, например, играть мелодию, сочинённую другим, и иногда виртуозно играть. Ну, или фанфики писать, подражать стилю классиков, тиражировать сюжеты.
Но при упорном труде способности переходят на уровень творческий и дают возможность человеку создавать произведения искусства, шедевры литературы или кулинарные изыски. Тогда можно сказать, что, да, у этого человека есть талант.
А если нет задатков?
И здесь всё не так беспросветно. Если очень хочется, то упорным трудом их можно компенсировать или развить. Например, чувство ритма легче развивается, чем звуковысотный слух, и человек просто будет играть на ударных музыкальных инструментах. А идеомоторную связь между рукой и зрительным отделом мозга, тоже вполне можно развить, не обращать внимания на плохую цветочувствительность и стать талантливым графиком. Всё возможно, если есть желание и терпение. Правда, без задатков гением человек не станет, но может быть неплохим профессионалом.
Таким образом, я согласна с теми, кто считает, что талант – это немного задатков и очень много труда.
А что с литературным талантом?
Думаю, вы обратили внимание, что я почти не касалась литературного творчества. Почему? Вот пишу я эту статью, а передо мной полка с книгами, любимыми, между прочим. И на этой полке стоят рядышком две толстые монографии. Обе посвящены психологии художественного творчества: одна, написанная Ермолаевой-Томиной, ориентирована на художников, другая, авторства Первушина – на музыкантов. А о литературном творчестве ничего. Точнее, литераторы пишут много, но всё не о том. Эта тема ещё ждёт своих исследователей.
Но я могу поделиться с вами собственными размышлениями. На мой взгляд, важным задатком для развития способностей в литературном творчестве является та самая связь между полушариями головного мозга, о которой я уже писала. Лёгкость переключения с образного на словесно-логическое мышление во многом связана с врождёнными особенностями нервных процессов, с подвижностью нервной системы, с гибкостью мышления. У женщин, кстати, эти показатели выше, чем у мужчин. Может, поэтому сейчас, когда перестал мешать гендерный фактор, пишущих женщин стало больше, чем мужчин. Но об этом мы как-нибудь с вами поговорим отдельно.
Ну, ещё дополнительно писателю необходимо образное мышление, творческое воображение и хорошая вербальная память. Но всё это неплохо развивается. Впрочем, и взаимодействие полушарий тоже. А значит, и здесь мы приходим к тому же выводу, что талант – это немного задатков и много труда. То есть чтобы стать писателем, нужно писать, писать и писать. Дать кому-нибудь почитать, и всё переписать, а потом снова писать.
Да вот, ещё считается, что показателем наличия задатков являются склонности. Если человек неудержимо хочет заниматься какой-то деятельностью, то у него к ней есть предрасположенность, задатки. Однако, прочитав в процессе рецензирования массу самой разной писанины, которой авторы заваливают издательство, я как-то разуверилась в связи склонностей с задатками.
А вы как думаете, уважаемые читатели? Пишите в комментариях, высказывайте своё мнение, но вы же помните, что я не люблю склоки и хамство, поэтому не огорчайте меня. В огорчённом состоянии я бываю очень язвительна. Всем добра и удачи!
Вот здесь интересный тест о том, какое полушарие у вас более активно.
А здесь тренинг по развитию образного мышления для писателей.