Найти тему
Нота.

Повторное прослушивание усиливает любовь к музыке, несмотря на ее сложность: последствия для восприятия и эстетики музыки.

Оглавление

Музыкальные предпочтения и их подоплека имеют долгую историю в психологии. Исторически основания для таких предпочтений в основном искались в структурных аспектах музыки, в характеристиках слушателей и во взаимодействии между этими областями.

Эстетическая теория утверждает, что новизна, удивление и постоянное развитие играют центральную роль в оценке произведений искусства, включая музыку. Гедонистическая ценность музыки связана с оптимальным уровнем возбуждения. В частности, слушатель получает вознаграждение или удовольствие в результате ослабления возбуждения, вызванного неприятным любопытством, или же умеренным увеличением возбуждения, вызванным исследованием.

ссылки на фото: unsplash.com/photos/bAFiBDMeiVI
ссылки на фото: unsplash.com/photos/bAFiBDMeiVI

Оба случая связаны с облегчением или ослаблением неопределенности после разведывательного акта, вызванного любопытством.

Следуя выводам Дарвина:

"мы также ищем основы музыкальных явлений в нашей эволюции и их отображения на основе возможных адаптивных функций в настоящем или прошлом".

С неврологической точки зрения, приятные музыкальные впечатления, кажется, связаны с дофаминергической системой вознаграждения, важные локусы которых включают миндалину, средний мозг, орбиту лобной коры, и вентральной медиальной префронтальной коры.

Незнакомая музыка, вызывавшая приятные ощущения, была связана с активацией в поясничной извилине, гиппокампе и префронтальной передней пояснице.

Музыкальный опыт также отражается на нейроэндокринных изменениях.

Например, прослушивание техно-музыки, но не классической, увеличивало сердечный ритм, кровяное давление и концентрации нескольких нейротрансмиттеров, пептидов и гормонов, связанных с эмоциональными состояниями.

Как исполнение, так и нарушение ожиданий можно рассматривать как центральный аспект обучения, который предлагается учитывать с удовольствием в компьютерной модели, основанной на дофаминергических нейронах и прогностическом кодировании. В соответствии с этим, музыкальная обработка быстрее и точнее, когда она гармонично связана с предшествующими стимулами, связанными с активацией в нижней лобной извилине.

Повторное прослушивание 3-минутного музыкального произведения увеличило общую мощность ЭЭГ за эти 3 минуты, хотя об изменении частоты повторений не сообщалось.

Субъективные рейтинги валентности и возбуждения, однако, снижались по всем повторам. Обработка музыкально-синтактических особенностей как таковых была отмечена в области Броки и в правом полушарии. Очевидный принцип оптимальной модели возбуждения заключается в том, что слишком простая или слишком знакомая музыка будет восприниматься как тривиальная и скучная, а слишком сложная или незнакомая музыка - как правило, непонятная. И то, и другое теоретически приведет к потере интереса и симпатии.

Это означает, что люди устали бы от одних и тех же старых произведений и постоянно желали бы услышать неслыханную музыку.

ссылка на фото: unsplash.com/photos/JAHdPHMoaEA
ссылка на фото: unsplash.com/photos/JAHdPHMoaEA

Напротив, людям в целом нравится музыка, с которой они уже знакомы больше всего, а также хорошо известна трудолюбивым кавер-музыкантам всего мира. На самом деле, большинство профессиональных музыкантов во всем мире зарабатывают себе на жизнь воспроизведением мелодий, которые уже часто звучат на концертах и радио, а также записываются на носители в миллионах домов.

Сегодня, знакомство с музыкой признано центральным фактором симпатии, что проявляется как в истории прослушивания, так и в восприятии жанров.

Например, популярная музыка стала менее сложной и более однородной с точки зрения более ограниченных переходов высоты тона.

Если существует обратная связь между сложностью и знакомством, менее сложная музыка сначала привлечет больше слушателей.

С другой стороны, они будут быстрее терять интерес, так как их знакомство с ней увеличивается, так как интерес изначально был ближе к порогу скуки.

Это, однако, может быть в интересах музыкальной индустрии, поскольку и более высокая текучесть кадров, и более широкий круг слушателей приведут к увеличению доходов при условии, что они смогут поставлять новую музыку по относительно низкой цене. И наоборот, более сложная музыка потребует большего прослушивания, чтобы достичь уровня знакомства, необходимого для того, чтобы она понравилась, и лишь небольшое меньшинство потенциальных слушателей оценят ее с самого начала или будут склонны слушать ее, пока не начнут ценить. Таким образом, можно увидеть, как это светское изменение может отражать экономические соображения в свете технических разработок, которые позволяют увеличить производство, публичный доступ и продажи при меньших затратах на единицу продукции.

Эти наблюдения показывают, каким образом модели взаимоотношений между сложностью и симпатией могут иметь практическое и социальное значение.

В психологии.

Социальная психология также содержит представление о том, что музыка может быть более или менее сложной, основанной на индивидуальных различиях в предпочтениях и мотивации заниматься такой музыкой, и что такие предпочтения связаны с различиями в подготовке, личности или интеллектуальных способностях.

Интуитивно понятно, что человек будет склонен не любить музыку, которая выходит за рамки его понимания. Также представляется возможным, что музыка, уровень сложности которой значительно ниже способности к восприятию, может восприниматься как утомительная, повторяющаяся и скучная, и поэтому будет неприятной.

Эти два аспекта отражены в инвертированной U-образной кривой Берлина, также известной как кривая Вундта.

Сочетая сложность со знакомством, простая идея заключается в том, что любовь к более сложной музыке должна возрастать с увеличением количества слушателей, в то время как любовь к менее сложной музыке должна уменьшаться с увеличением количества слушателей. В частности, исходя из того, что более частое прослушивание подразумевает больше тренировок, что повышает способность человека к обработке, мы предполагаем, что повторное прослушивание должно перемещать вершину U-образной кривой для восприятия любви как функции сложности вправо, то есть к большей сложности.

Заключение.

Существует несколько более или менее формализованных представлений о когнитивных механизмах, лежащих в основе симпатии как функции повторного слушания, с или без взаимодействия со сложностью. Эффект "простого воздействия" является центральным для большинства из них.

Однако центральные концепции этих подходов сформулированы не настолько подробно, чтобы их можно было точно применить к музыке или музыкальным свойствам, а результаты оказались непоследовательными.

Это говорит о том, что формализация с точки зрения этих теоретических рамок была бы как трудной, так и ограниченной по своему охвату.

Напротив, получается вывод, что наблюдается сильный эмпирический рост интереса к знакомству и что это неизбежно, по крайней мере в определенной степени и связано с возросшей обрабатывающей способностью.

Важнейшими вопросами являются: выбор соответствующего количества презентаций, определение уровня сложности и поддержание высокой степени экологической обоснованности.

Поэтому эти факторы более подробно будут рассмотрены в других публикациях...

Благодарю за внимание!