Найти тему
Логопед, дефектолог

🎈Родителям про асинхронность развития

Оглавление

Асинхронность развития. Я часто так говорю относительно ребенка с нарушением.
Хочу пояснить что я имею в виду в этом случае

 Асинхронность развития
Асинхронность развития

Как правило я выделяю несколько критериев по которым смотрю ребенка (конечно же не все, но основные)

  1. Двигательное развитие
  2. Эмоциональное развитие
  3. Сенсорное развитие
  4. Коммуникативное развитие
  5. Игровая деятельность
  6. Познавательная деятельность
  7. Речевое развитие

У всех критериев есть норма, относительно которой я все сравниваю. Например:

Сенсорное развитие

Абсолютно нормально ребенку до года тащить все предметы в рот (таким образом малыш исследует окружающие предметы). Но например в 5 лет облизывать игрушки уже нельзя назвать нормотипичным поведением. Хотя для этого 5 летнего ребенка - это еще не прожитый этап. Он остановился в сенсорном развитии на уровне ребенка до года... надеюсь идея ясна?

Чтобы было проще, давайте с примером

Пример: ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями. 4 года.
Зовут Яша. Бегает, прыгает как заяц, но моторно неловкий. Все предметы в комнате ему мешают. Ударяется о стулья, столы, шкафчики. И его двигательное развитие сейчас примерно на уровне 2,5 лет.

Эмоциональное развитие

Достаточно послушный, но если он идет за каким-то предметом, а вы этот предмет от него отодвигаете на пару метров дальше, то он не продолжит движение, а начнет реветь. Такое поведение характерно деткам до 1 года. Если он плачет и ему очень горько по поводу утраченной игрушки, то его так же легко переключить на что-то другое в течении пары секунд. Просто перевести его внимание. Это так же характерно младенческому возрасту. У четырех летнего ребенка, есть идея получить желаемое. У Яши, эта идея очень короткая. Его эмоциональное развитие примерно от 8 мес. до 1 года.

Сенсорное развитие

Есть гиперакузия. Но в целом все соответствует ребенку 4х лет

развитие ребенка
развитие ребенка

Коммуникативное развитие

Ребенок выделяет значимых взрослых, но он не пугается чужих и спокойно может взять за руку и с ним уйти. В норме малыш, начиная с 8 месяцев откажется идти на руки к незнакомому человеку. Так же Яша ничего не просит, а просто подходит и забирает. Интересуется людьми. Примерный уровень соответствует малышу от 6-8 месяцев.

Игровая деятельность

Не сформирована. Все на уровне манипулирования предметов.
Как у ребенка 4-5 месяцев.

Познавательная деятельность

Адекватно оценить пока не удалось. Потому что у Яши нет опыта и желания к исследовательской деятельности. Но так как он на уровне манипулирования предметами (Без идеи их функционального назначения). Это тоже примерно ребенок до 1 года

Речевое развитие

Понимание речи на бытовом уровне. Есть номинативный словарь. Знает названия знакомых предметов. Присутствуют эхолалии. Есть короткая фраза (у всех деток в норме до 2х лет эхолалия). И его речь соответствует ребенку на 1 год 2 месяца.

И что же у нас получается?

1. Двигательное развитие -2.5 года
2. Эмоциональное развитие от-8 мес до 1 года
3. Сенсорное развитие - 4 года.( соответствует возрасту)
4. Коммуникативное развитие. 6-8 месяцев
5. Игровая деятельность. Не сформирована. 4-5 месяцев.
6. Познавательная деятельность до 1 года
7. Речевое развитие. 1.2 месяца.
Вот таким образом становится понятно, что ребенок развивается асинхронно и что нужно подтягивать в первую очередь.
Рекомендую к прочтению
Родителям о педагогической запущенности

 ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ