Асинхронность развития. Я часто так говорю относительно ребенка с нарушением.
Хочу пояснить что я имею в виду в этом случае
Как правило я выделяю несколько критериев по которым смотрю ребенка (конечно же не все, но основные)
- Двигательное развитие
- Эмоциональное развитие
- Сенсорное развитие
- Коммуникативное развитие
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Речевое развитие
У всех критериев есть норма, относительно которой я все сравниваю. Например:
Сенсорное развитие
Абсолютно нормально ребенку до года тащить все предметы в рот (таким образом малыш исследует окружающие предметы). Но например в 5 лет облизывать игрушки уже нельзя назвать нормотипичным поведением. Хотя для этого 5 летнего ребенка - это еще не прожитый этап. Он остановился в сенсорном развитии на уровне ребенка до года... надеюсь идея ясна?
Чтобы было проще, давайте с примером
Пример: ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями. 4 года.
Зовут Яша. Бегает, прыгает как заяц, но моторно неловкий. Все предметы в комнате ему мешают. Ударяется о стулья, столы, шкафчики. И его двигательное развитие сейчас примерно на уровне 2,5 лет.
Эмоциональное развитие
Достаточно послушный, но если он идет за каким-то предметом, а вы этот предмет от него отодвигаете на пару метров дальше, то он не продолжит движение, а начнет реветь. Такое поведение характерно деткам до 1 года. Если он плачет и ему очень горько по поводу утраченной игрушки, то его так же легко переключить на что-то другое в течении пары секунд. Просто перевести его внимание. Это так же характерно младенческому возрасту. У четырех летнего ребенка, есть идея получить желаемое. У Яши, эта идея очень короткая. Его эмоциональное развитие примерно от 8 мес. до 1 года.
Сенсорное развитие
Есть гиперакузия. Но в целом все соответствует ребенку 4х лет
Коммуникативное развитие
Ребенок выделяет значимых взрослых, но он не пугается чужих и спокойно может взять за руку и с ним уйти. В норме малыш, начиная с 8 месяцев откажется идти на руки к незнакомому человеку. Так же Яша ничего не просит, а просто подходит и забирает. Интересуется людьми. Примерный уровень соответствует малышу от 6-8 месяцев.
Игровая деятельность
Не сформирована. Все на уровне манипулирования предметов.
Как у ребенка 4-5 месяцев.
Познавательная деятельность
Адекватно оценить пока не удалось. Потому что у Яши нет опыта и желания к исследовательской деятельности. Но так как он на уровне манипулирования предметами (Без идеи их функционального назначения). Это тоже примерно ребенок до 1 года
Речевое развитие
Понимание речи на бытовом уровне. Есть номинативный словарь. Знает названия знакомых предметов. Присутствуют эхолалии. Есть короткая фраза (у всех деток в норме до 2х лет эхолалия). И его речь соответствует ребенку на 1 год 2 месяца.
И что же у нас получается?
1. Двигательное развитие -2.5 года
2. Эмоциональное развитие от-8 мес до 1 года
3. Сенсорное развитие - 4 года.( соответствует возрасту)
4. Коммуникативное развитие. 6-8 месяцев
5. Игровая деятельность. Не сформирована. 4-5 месяцев.
6. Познавательная деятельность до 1 года
7. Речевое развитие. 1.2 месяца.
Вот таким образом становится понятно, что ребенок развивается асинхронно и что нужно подтягивать в первую очередь.
Рекомендую к прочтению Родителям о педагогической запущенности